Производитель шоколада в СССР – Бабаевская фабрика
Главным конкурентом «Красного Октября» считалась кондитерская фабрика имени П. Бабаева («Бабаевская»). До революции это было предприятие купцов Абрикосовых, но после национализации в 1918 году ее руководителем стал видный большевик Петр Бабаев. Правда, руководил он недолго – всего два года (он умер в 37 лет от туберкулеза), но его имя увековечили в новом названии фабрики.
До войны она специализировалась на выпуске монпансье, ириса и карамели. А сразу после войны стала выпускать и шоколадную продукцию, причем очень скоро именно шоколад стал главным брендом этой фабрики. Среди самых ходовых ее товаров в СССР были такие названия шоколада, как «Вдохновение» (элитный шоколад), «Бабаевский», «Особый», «Гвардейский», «Люкс».
Здесь вы можете увидеть фото шоколада советских времен производства Бабаевской фабрики:
Сколько стоили конфеты в СССР
Сколько стоил шоколад в СССР? Данный вопрос волнует многих молодых людей, которым не удалось пожить в те времена. Стограммовая плитка тогда имела цену больше 1 рубля, что было дорого. К примеру, заработная плата устанавливалась в среднем 60 рублей в месяц. Булка хлеба обходилась советскому гражданину в 16 копеек. В сравнении с хлебом шоколад имел просто «космическую» стоимость. За 1 рубль 20 копеек вполне реально было купить или одну шоколадку, или 1 кг конфет (не шоколадных). Сласти из шоколада, которые продавались по весу, оценивались в 7-8 рублей за 1 кг. Конечно, не все граждане могли позволить себе такую роскошь к чаю, но на особых случаях сладости непременно присутствовали.
«Аленки», которые увеличили рождаемость
Самый популярный советский шоколад «Аленка» появился в продаже в 1965 году, вынудив правительство СССР впервые ввести запрет на это имя из-за стремительного роста его популярности. Обертка с милой девчушкой в платочке и превосходный вкус шоколада настолько впечатлили советских граждан, что все массово стали называть своих новорожденных дочерей Аленками.
От нашествия девочек с одинаковым именем спасло правительственное постановление, запрещающее давать детям это имя, предлагая взамен наиболее близкое Елена. В итоге официальная регистрация Алена была временно приостановлена. К слову, главная модель для шоколадной обертки, которая используется в производстве по сей день, была вовсе не Аленкой.
Шоколад «Аленка»
Шоколад Аленка из СССР помнят все, кто застал те времена. Он продается и в современных супермаркетах, но мало кто знает, какая у него длинная и богатая история. Эти шоколадки появились в СССР в 1965 году. Свое название плитка получила в честь дочери В. Терешковой, Елены. Однако продукт не имел постоянной упаковки, и на нем все время изображались разные лица.
В одно время хотели изобразить на фантиках картину Васнецова «Аленушку», но затем передумали. И тогда было принято решение провести конкурс и выбрать фотографию девочки, которая станет лицом этого продукта. В конкурсе выиграла фотография Елены Геринас, которой на момент съемок было 8 месяцев. Она являлась дочерью работника культуры Александра Геринаса. С тех пор прошло много времени, но шоколадные конфеты «Аленка» и их обертка стали культовыми и их знает ни одно поколение людей. Этот продукт дошел до наших дней в своей первозданной упаковке, за много лет лицо девочки так и не заменили.
Шоколадные и другие конфеты времен СССР (с фото)
Среди конфет значились такие, как «Белочка», «Мишка на Севере», «Челночок», «Золотая нива», «Апельсиновый аромат», «Пилот», «Весна», «Буревестник», «Морские», «Ромашка», «Трюфели» и др.;, в коробках – «Белочка», «Визит», «Вечерний аромат», «Сладкие грезы» и др.
«Рот Фронт» выпускал конфеты следующих марок: «Москва», «Кремлевские», «Рот Фронт» (батончики), «Красная Шапочка», «Грильяж в шоколаде», «Золотая нива», «Караван», «Осенний вальс», «Лимон» (карамель), «Арахис в шоколаде», «Изюм в шоколаде» и др.
Фабрика «Большевик» была популярна своим печеньем: овсяным и «Юбилейным».
В Ленинграде функционировала кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской, которую открыли в 1938 году. Ее товарным знаком (или брендом по-сегодняшнему) долгое время были конфеты «Мишка на Севере», появившиеся на прилавках советских магазинов еще до войны – в 1939 году. Эта фабрика выпускала как шоколад, так и конфеты, среди которых большой популярностью пользовались конфеты «Жар-птица» (пралине и крем).
Как и шоколад в СССР, конфеты делились на дешевые и дорогие. К первым относились разного рода карамели, ко вторым – шоколадная продукция. Подавляющая часть советской ребятни чаще всего баловалась «карамельками», а разного рода шоколадные «вкусняшки» проходили через ее руки чуть реже в виду своей относительной дороговизны. Естественно, что шоколадные сладости всегда ценились в детской среде гораздо выше карамельных. В те далекие годы (60-70-е) самыми популярными карамельками были «Гусиные лапки», «Раковые шейки» (обе – с кофейными начинками), кисленький «Снежок», молочная тянучка «Коровка». Правда, последняя была дороговата для постоянного употребления – 2 рубля 50 копеек за килограмм, поскольку изготавливалась из цельного сгущенного молока и сливочного масла.
Гораздо доступнее были карамель «Дюшес», все тот же «Барбарис», «Петушки» на палочке (5 копеек за штуку), а также ириски «Кис-кис» и «Золотой ключик», которые тоже стоили дешево – 5–7 копеек за 100 граммов. В отличие от карамели «Монпансье» в металлической коробке – те были в дефиците. Как и другая карамель – «Взлетная», которая в продажу почти не поступала и раздавалась пассажирам, совершающим авиаперелеты для того, чтобы снять у них приступы тошноты.
Среди дорогих конфет – «Кара-кум» и «Белочка» (шоколадные, с тертым орехом внутри), «Птичье молоко» (нежное суфле в шоколаде), «Грильяж», «Песни Кольцова», «К звездам». Последние могли продаваться как в развес, так и в коробках – 25 рублей за коробку.
Какие еще были конфеты: «Арктика», «Игрушки» (карамель), «Караван», «Клубника со сливками», «Красная Шапочка», «Ну-ка, отними», «Ночка», «Снежок» (карамель), «Терем-теремок», «Южный ликер» (карамель), «Зоологические», «Школьные», «Золотая нива», «Молочный батончик», «Ананасовые».
Как видно на фото, шоколадные конфеты в СССР «с белой начинкой», пожалуй, можно было бы выделить в отдельный класс:
Были более дорогие конфеты – «Пилот» (фантик такой интересный, бумажка в сине-белую полосочку, посредине – фольгированная), «Цитрон» (начинка бело-желтая, со вкусом лимона, фантик заворачивался только с одной стороны), «Ласточка». Вафельные дешевле – «Наша марка», «Косолапый мишка», «Тузик», «Спартак», «Ананасные», «Факел». «Факел», продавался наразвес, без фантиков. Держался до последнего. Когда в стране окончился шоколад, начали делать «Факел» из соевого шоколада.
В перестроечные годы кондитерская промышленность, как и вся экономика, испытывала проблемы. Но в целом кондитеры достаточно безболезненно пережили распад Союза и переход к от плана к рынку. Кто-то благодарит за это старые традиции, заложенные еще в советские времена, кто-то считает, что росту производства сладкой продукции способствовал иностранный капитал, пришедший на отечественный рынок. Наверное, правы и те и другие. Но самое главное, конфеты, печенье и шоколад – это всегда вкусно.
Советская мечта
Владелец ВАЗ-21011 1978 года выпуска Игорь уверен, что
первые «Жигули» уже стали классикой и с каждым годом будут все интереснее для коллекционеров.
При этом пока эти машины еще можно купить относительно недорого, кроме этого
нередко продаются экземпляры в отличном техническом состоянии.
«В основном берут для души машину, у кого-то ностальгия,
получается автомобиль для выходного дня — сел, прокатился, настроение улучшилось»,
— говорит автовладелец. Некоторые коллекционеры при этом уверены, что покупка первых
«Жигулей» — хорошее вложение денег, так как в перспективе их стоимость
возрастет.
«Сейчас на рынке еще можно купить ВАЗ-21011 за 40-60 тысяч
рублей, но если автомобиль восстановлен до заводского состояния, то стоимость
взлетает до 250-300 тысяч. В перспективе такая машина будет стоить полмиллиона»,
— утверждает он.
Оранжевая «копейка» имеет необычную историю — она вот уже 38
лет служит одной семье. Сначала машина перешла от деда к сыну, а затем и к
внуку. Последние годы автомобиль уже не эксплуатировался, но всего равно успел
накатать приличные 72 тысячи километров.
Несмотря на серьезный трудовой стаж, «Жигули» в отличном
состоянии, не хватает только стоковой резины. «Реставрация практически не
проводилась — только заднее крыло перекрашивалось из-за царапины», — продолжает
Игорь.
По его словам, главная ценность для коллекционера —
оригинальные детали, чем больше их осталось, тем дороже машина. Некоторые даже
ставят на «Жигули» самодельные реплики советских аккумуляторов, которые не
выпускаются уже несколько десятков лет.
Как отмечает Игорь,
по сравнению с другими популярными советскими олдтаймерами, к «Жигулям» относительно
просто найти оригинальные запчасти. Впрочем, последнее время они начали
дорожать — например, оригинальное зеркало для «копейки» стоит в интернете
порядка пяти тысяч рублей.
«Конек-Горбунок»
А эта шоколадка со вкусом детства и нежных воздушных пузырьков. Она была первой пористой плиткой в стране.
Для советских детей такая плитка казалась волшебной, ведь в ней было столько воздушных пузырьков.
Попробовать это ноу-хау в СССР люди смогли только в 1967 году. Обволакивающий вкус молочного шоколада, и лопающиеся во рту пузырьки, дарили атмосферу сказки.
Впервые «Конька-Горбунка» я попробовала после родительской командировки в Москву. Нежнейший вкус молочного шоколада с пузырьками, с тех пор прочно ассоциируется с радостным событием.
Коллекционировали шоколад из-за ярких сказочных иллюстраций на упаковке.
Вернуть молодость
В коллекции новосибирского бизнесмена Сергея побывало 12
советских олдтаймеров — среди них есть сверкающий ВАЗ-21013 1985 года,
восстановленный до заводского состояния. Эта модификация отличалась более
удобными по форме передними сиденьями, а также наличием отражателей на фонарях и
указателях поворота.
«Предыдущий хозяин очень хорошо за машиной ухаживал, поэтому
она мне досталась в очень хорошем состоянии с пробегом в 23 тысячи километров.
Однако все равно пришлось сделать полную покраску кузова и поставить стоковую
советскую резину», — говорит Сергей посреди своего огромного гаража, в котором
царит идеальный порядок.
Здесь предприниматель собственноручно восстанавливает старые
«Жигули». По его словам, дело это недешевое. «Когда я только начинал, приобрел
ВАЗ-2106 1983 года в Томске. Купил за 60 тысяч, плюс доставка, получилось около
80 тысяч. При этом полная покраска машины обошлась в 65 тысяч», — подсчитывает
он.
Дороговизну покраски
Сергей объясняет жесткими требованиями — в среднем автомобиль красится полгода,
для работ выбирается аутентичная автоэмаль. «Если покрасить современной
краской, машина уже не будет иметь коллекционный вид. В среднем на
восстановление автомобиля уходит около 200 тысяч рублей», — продолжает бизнесмен.
Например, стоимость оригинальной советской резины в
идеальном состоянии может доходить до 10 тысяч рублей за покрышку. Даже
оригинальные хромированные дворники для «Жигулей» продают минимум за 1500
рублей. Сергей уточняет, что самыми дефицитными являются оригинальные бампера —
за них просят до 15 тысяч рублей в зависимости от состояния.
«Коллекционирование старых советских машин для меня в первую
очередь ностальгия, молодость вспоминаешь. Например, я по выходным на «шестерке»
в город выезжаю, и меня переполняют эмоции», — признается бизнесмен, который в
обычной жизни водит Infiniti.
Впрочем, он отмечает, что при должном подходе восстановление
советских машин может стать бизнесом. «Самая большая финансовая удача была с
«Нивой» 1979 года, которую у меня купили москвичи. Сейчас есть клиенты из
Эстонии, которые забирают сразу пять машин», — рассказывает собеседник.
Тем, кто намерен вступить в ряды поклонников советских
олдтаймеров, бизнесмен советует обращать внимание на классические «Нивы» — эти
машины очень популярны на Западе, поэтому всегда есть шанс выгодно продать отреставрированный
автомобиль зарубежным коллекционерам. Здравствуй, классика
Здравствуй, классика
Коллекционер Эдуард стал обладателем ВАЗ-2101 по чистой
случайности — знакомый сказал, что продает машину, которая 40 лет стояла на
консервации. Автомобиль 1976 года выпуска оказался в идеальном состоянии с
пробегом в 15 тысяч километров.
«Я даже реставрацию не делал, просто отмыл, почистил и
заполировал. Едет, как новая, — похвастался владелец. — Сейчас выставил на
продажу за 300 тысяч рублей, люди смеются, но мне все равно, ведь в машине все
родное, в идеальном состоянии».
Эдуард открывает капот и с гордостью показывает особенности
первого поколения «копеек». Например, вместо бачка для воды здесь так
называемая «грелка» — мягкий пакет, в который заливали жидкость для омывателя лобового
стекла.
В багажнике — сумка с инструментами, которая поставлялась с
оригинальной машиной, на сегодня это большая редкость. В первых партиях в
наборе присутствовала спусковая рукоять, которой авто можно было относительно
легко завести зимой.
По словам Эдуарда, в настоящее время у него три советских
олдтаймера, при этом их содержание обходится мужчине совсем недорого. «Единственное
обязательное условие — машина должна стоять в сухом гараже. В остальном
владение необременительно», — говорит он.
Для сохранности зимой коллекционер заливает полный двигатель
масла, промазывает все детали солидолом и силиконом. После этого автомобиль
помещается в сухой гараж. «На этой машине ведь каждый день не поездишь, жалко.
Поэтому расход небольшой. Сейчас вот по городу ехал, так люди шеи сворачивали. Для
меня эта машина для души», — признается мужчина.
По оценке Эдуарда, именно первое поколение классических «Жигулей»
было самым надежным. «Кузовное железо толстое, все швы и соединения латунные, к
тому же вначале на модели ставили итальянские детали», — говорит он. Позднее
качество ухудшилось, модернизированные «Жигули» стали намного сильнее страдать
от коррозии.
Шоколад «Кола» в СССР и другая шоколадная продукция
В двадцатые годы прошлого столетия «Красный Октябрь» выпускал исключительно шоколад, причем одна марка – «Кола» – предназначалась летчикам. А после войны был вновь возобновлен выпуск конфет.
Такие конфеты во времена СССР, как «Мишка на Севере», «Мишка косолапый», «Красный мак», «Тузик», «А ну-ка отними!», «Каракум», «Птичье молоко» и, конечно же, «Белочка», были dolce vita советского человека, квинтэссенция шоколадного счастья лакомки, квазиунофантазия кондитерского мастерства, сладкие символы эпохи… «Вкус нашего детства» – этими словами начинается едва ли не каждый второй теле– или газетный репортаж, рассказывающий ошоколадной продукции или работе кондитерских фабрик. Фраза эта от частого использования давно превратилась в затертый штамп.
Помимо «Аленки», в СССР были и другие наименования шоколада: «Дорожный» (1 рубль 10 копеек), «Веселые ребята» (25 копеек), «Слава» (пористый), «Жар-птица», «Театральный», «Цирк», «Люкс», «Сказки Пушкина» и др.
Посмотрите фото шоколада в СССР и другой шоколадной продукции советских времен:
Как называется фирма-производитель шоколада «Аленка» в СССР
Этот раздел статьи посвящен тому, как называется фирма шоколада «Аленка» в СССР, и какая ещё продукция выпускалась на этой фабрике.
Со второй половины 60-х самым узнаваемым изделием «Красного Октября» в СССР стал шоколад «Аленка» (1 рубль 10 копеек за большую плитку и 20 копеек за маленькую, 15-граммовую). А возник он при Брежневе, хотя идея родилась в бытность руководителем страны Н. Хрущева. На Пленуме ЦК КПСС в феврале 1964 года прозвучал призыв к советским кондитерам придумать детишкам дешевый шоколад. Эта идея претворялась в жизни на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» два года, пока, наконец, свет не увидел молочный шоколад «Аленка». На этикетке была изображена маленькая девочка в платочке. Этот портрет производители шоколада «Аленка» в СССР нашли на обложке журнала «Здоровье» за 1962 год: там была сфотографирована 8-месячная Леночка Геринас (фото сделал ее отец Александр). В 1964 году “Красный октябрь” решил, что для нового шоколада “Аленка” необходима оригинальная обертка с фирменным портретом. Поначалу фирма шоколада «Аленка» в СССР выпускала это лакомство с разными изображениями. Была идея использовать для оформления “Аленушку” Васнецова, но произведение художника “обошел” портрет Елены Геринас.
Среди других изделий этой фирмы-производителя шоколада в СССР кроме «Аленки» значились «Сказки Пушкина», «Флотский», «Слава» и многие другие.
Посмотрите на фото конфет времен СССР производства фабрики «Красный Октябрь»:
Это «Раковые шейки», «Красная Шапочка», «Кара-кум», «Трюфели», «Олень», «Суфле», «Третьяковская галерея», «Искушение», «Сказка», «Ну-ка, отними», «Снежок», «Мир», «Конек-горбунок», «Изюминка», «Вечерняя», «Черноморочка», «Коровка», ирис «Золотой ключик» и др.
«Люкс»
Еще один «динозавр», хорошо сохранившийся до наших дней. В СССР этот шоколад однозначно был в ТОПе. Именно его приносили в качестве благодарности или эдакого стимула для решения вопросов.
Плитка «Люкса» могла принести зачет или даже «автомат» на экзамене.
Правда, почти каждая кондитерская фабрика в стране выпускала свой «Люкс». Сравнительно редко на полках встречался Свердловский «Люкс», за которым охотились все сладкоежки страны.
Сейчас производство взял на себя концерн «Бабаевский», который прежде был Государственной кондитерской фабрикой №2.
Именно «Люкс» дарили маме коллеги на работе на юбилей и по случаю повышения. Это был очень оригинальный и изящный презент. Иметь дома пару плиток «Люкса» было дальновидным поступком.
Кто знал, когда пригодится. К примеру, при помощи шоколадки мой отец договаривался о брони на конкретную дату в ЗАГСе.
А вот такая плитка помогла моим родителям забронировать красивую дату в ЗАГСе.
«Улыбка»
Шоколад фабрики «Рот Фронт» появился на прилавках в 1981 году. Он отличался повышенным содержанием белка и нежной легкой сладостью, а также высокой ценой – до 2-3 рублей за штуку.
Дети любили «Улыбку» за вкус, а родители — за пользу.
Очень схож был по вкусу с современным шоколадом «Киндер». «Улыбку» многие коллекционировали из-за яркой упаковки с сюжетами любимых мультфильмов.
Собрать всю коллекцию «Улыбки» мне так и не удалось. Шоколадка попросту пропала из магазинов. А жаль, ведь сегодня достойной замены ей нет.
Обилие белка во вкусе почти не чувствовалось, зато такая плитка дарила чувство сытости надолго.
Вот мой личный Топ лучших советских шоколадок. Их вкус был настолько ярким и незабываемым, что и сегодня я его помню.
Сегодня некоторые из них доработали и улучшили, но есть и те, что канули в небытие. А ведь пользовались спросом и действительно радовали детей.
На мой взгляд, в СССР шоколадки были лучше, так как состав у них был коротким и прозрачным, без многочисленных «увкуснителей». А сейчас производители сделали акцент на количество, а не на качество.
«Сластёна»
Нежные батончики с молочной начинкой, которые напоминали современный Milky Way, но без лишней приторности. Обертки от этих батончиков еще долго хранили волшебный аромат. Сами плитки были миниатюрные – по 50 грамм, а цена доходила до 3-х рублей.
«Сластена» была такой нежной и вкусной, что ее давали самым маленьким деткам.
Особенно они ценились детворой за яркие обертки с сюжетами советских мультфильмов. Выпускала их фабрика «Ударница» в Москве.
«Пионером» в моей коллекции «Сластёны» стал батончик с Крошкой Енотом на этикетке. Именно его подарил, в период ухаживаний, кавалер в детском саду.
Это было лучшее средство для остановки детского плача.
Этот день в истории: 1970 год — начато серийное производство ВАЗ-2101
9 сентября 1970 года на Волжском автомобильном заводе в Тольятти начался серийный выпуск автомобилей ВАЗ-2101 — с конвейера сошли первые серийные «копейки». Модель оказалась такой удачной, что в итоге побила все рекорды долголетия — ее выпуск на ВАЗе фактически продолжался следующие 42 года.
Началом истории ВАЗа можно считать 16 августа 1966 года. В этот день в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей.
В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102) и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».
Правда, в рамках контракта советская сторона потребовала внести в конструкцию ряд значительных изменений, с учетом состояния отечественных дорог. Был увеличен дорожный просвет (для чего пришлось отказаться от нижневального двигателя), а также модернизированы ходовая часть и трансмиссия.
В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. Стоит отметить, что такая «русификация» модели оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в начале сентября. 9 сентября с него начали сходить первые серийные «Жигули».
До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.
Что касается самого названия «Жигули», то его история обросла легендами. Достоверно известно, что к началу массового выпуска автомобилей это слово уже прочно закрепилось за продукцией ВАЗа. Бытует мнение, что название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём» в августе 1968 года.
Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, это название было предложено конструктором А. М. Чёрным, было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года. Эта версия кажется более убедительной, так как примерно в то же время это название было предложено компании FIAT для разработки декоративной надписи для задней панели кузова.
ВАЗ-2101 стал настоящим лицом советского автопрома. Его выпуск продолжался так долго, что за это время к нему успело приклеиться сразу два народных прозвища. Сначала его называли «единичкой», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейкой».
Заводская статистика знает за «копейкой» достижения, достойные книги рекордов. Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10 путешествиям из Москвы во Владивосток.
Есть случаи, когда автомобили ВАЗ-2101 обходились без капитального ремонта и более 20 лет при постоянной эксплуатации. На спидометрах таких машин — от 300 тысяч километров и больше. Они не раз «обогнули земной шар».
За все время производства (с 1970 по 1988 год) АвтоВАЗ выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан. Однако это не стало концом истории «копейки». На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое классическое семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.
Также в этот день:
1999 год — теракт на улице Гурьянова в Москве
1913 год — Петр Нестеров выполнил в небе «мертвую петлю»
1776 год — Объединенные колонии переименованы в США
Этапы большого пути
Заочное технологическое противостояние АЗЛК и ВАЗа было ярко обыграно в зажигательной комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», где авантюрный автопробег из Москвы в Ленинград завершился убедительной победой «Жигулей». К слову, здесь уже снималась «трешка» — более мощная люксовая модель волжского авто. Она стала на конвейер в 1972 году. А годом ранее АвтоВАЗ приступил к производству «Жигулей-Комби» – мечты дачников, рыбаков и туристов.
Понемногу тольяттинский автозавод выходил на расчетный режим производства. Миллионный экземпляр сошел с конвейера менее чем через три года после запуска предприятия. А уже в восьмидесятом приветствовали пятимиллионную «Ладу». Ни один советский автопроизводитель не мог и мечтать о таких объемах выпуска. Но к сожалению, сформулированный Энгельсом закон о переходе количества в качество на территории волжского автозавода неожиданно дал осечку. Это произошло, главным образом, из-за того, что со временем начали отступать от утвержденных технологических норм, снизилась культура производства, да и материалы стали применяться уже не те, которые требовались. Для первых образцов «Жигулей» большинство комплектующих и важных узлов поставлялось из Италии, поэтому типично советское разгильдяйство и традиционные кражи на предприятии не были так заметны.
И все же, несмотря на это, волжский автозавод изготавливал лучшие автомобили в стране. А славу «Жигулей» первых лет выпуска свело на нет неоправданно долгое пребывание на конвейере. Все перечисленное выше стало причиной того, что к концу восьмидесятых годов наметилось серьезное техническое отставание тольяттинских автомобилей от зарубежных конкурентов. На фоне своих одноклассников некогда удачная и успешная марка выглядела пришельцем из прошлого, реликтом минувшей эпохи.
Теснота салона, малая мощность двигателя, слабая тормозная система, подверженный частым поломкам распредвал… Карбюраторные силовые агрегаты тоже перестали соответствовать ужесточенным европейским экологическим нормам. Все это значительно усугублялось падением качества комплектующих и уровня сборки.
Последняя «Лада» с заводским индексом «2107» сошла с конвейера летом 2012 года. История волжских автомобилей, некогда бывших символом технической мощи СССР, закончена. Сейчас в просторных цехах волжского автозавода выпускаются автомобили с ромбиком «Рено». Три четверти акций ВАЗа принадлежит все тому же французскому автогиганту. Спустя сорок лет реванш состоялся…
Также на эту тему вы можете почитать:
Сравниваем новый Хендай Солярис против Лады Весты
Тюнинг ВАЗ 2115 своими руками впечатляет
Недолго жила Новая Волга Сайбер
Нива Пикап (ВАЗ 2329) справится даже с российским бездорожьем
Автомобили КамАЗ созданы чтобы побеждать
Дмитрий Серегин 22 марта, 2014
Опубликовано в: Российские автомобили
Метки: ВАЗ