Стихи валентина берестова (список)

Стихи валентина берестова (список)

Рыбка строит дом

В глубине текучих вод

Рыбка Колюшка живёт.

Эта рыбка строит дом,

Строит дом

На дне речном.

Нет у рыбки инструментов:

Носит носом, роет ртом.

Раз! – глоток.

Два! – бросок.

Роет Колюшка песок,

Рвёт подводные травинки,

Строит стены, потолок.

Чуть появится зевака –

Рвется в драку забияка:

Эй, зевака, без оглядки

Удирай во все лопатки,

Удирай во все лопатки

Со строительной площадки!

Дом готов! Прекрасный дом!

Лучший дом

На дне речном!

– Ну-ка, милая хозяйка,

В новый домик полезай-ка,

Положи икринки

На мягкие травинки!

Я домой не захожу.

Я снаружи сторожу.

Сторожу своих детей

От непрошенных гостей.

Эй, ребята, баю-баю! –

Воду чистую качаю.

Пусть среди текучих вод

Много колюшек живёт!

Кошкин щенок

Был у кошки сын приёмный –

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Языком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

Шею, спинку и бочок.

Кошка-мать –

Животное

Очень чистоплотное.

Но подрос

Сынок приёмный,

И теперь он пёс

Огромный.

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею сыну,

Надо влезть ему на спину.

– Ох, – вздохнула кошка-мать, –

Трудно сына умывать!

Сам плескайся, сам купайся,

Сам без мамы умывайся!

…Сын купается в реке,

Мама дремлет на песке.

Урок листопада

«А дальше, ребята, урок листопада.

Поэтому в класс возвращаться не надо.

Звонок прозвенит, одевайтесь скорей

И ждите меня возле школьных дверей!»

И парами, парами следом за нею,

За милой учительницей своею

Торжественно мы покидаем село.

А в лужи с лужаек листвы намело!

«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске

Кленовые звёзды горят, как подвески.

Нагнитесь за самым красивым листом

В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все, как земля засыпает,

А ветер листвою её засыпает».

А в роще кленовой светлей и светлей.

Всё новые листья слетают с ветвей.

Играем и носимся под листопадом

С печальной, задумчивой женщиной рядом.

Стихи о детях — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Стихи о детях», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Берестов Валентин

Стихи о детях

Валентин Берестов

Стихи о детях

Любили тебя без особых причин

Бабушка Катя

Прятки

Уроки

Третья попытка

Из цикла «Школьная лирика»

Он руку над партою тянет и тянет

Где право, где лево

Читалочка

С тобой мы дружили, как дружат мальчишки

* * *

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук.

За то, что ты — сын.

За то, что малыш.

За то, что растешь.

За то, что на папу и маму

похож.

И эта любовь до конца твоих

дней

Останется тайной опорой твоей.

Бабушка Катя

Вижу, бабушка Катя

Стоит у кровати.

Из деревни приехала

Бабушка Катя.

Маме узел с гостинцем

Она подает.

Мне тихонько

Сушеную грушу сует.

Приказала отцу моему,

Как ребенку:

«Ты уж, деточка, сам

Распряги лошаденку!»

И с почтеньем спросила,

Склонясь надо мной:

«Не желаешь ли сказочку,

Батюшка мой?»

Прятки

Снова, как и много лет назад,

Захожу в знакомый двор и в сад.

Двор пустой. И никого в саду.

Как же я товарищей найду?

Никого… А все же кто-то есть.

Пусто… Но они должны быть здесь.

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду искать!

Я от глаз ладони оторву.

Эй, ребята! Кто упал в траву?

Кто в сарае? Кто за тем углом?

Кто там за березовым стволом?

…Я не верю в опустевший двор.

Я играю с вами до сих пор.

Уроки

Учил уроки. Повторял уроки.

Уроки сделав, на уроки мчал.

Как слушал я уроки на уроке!

Как у доски уроки отвечал!

А заслужив укоры иль упреки,

Я тут же извлекал из них уроки.

За педагогом следовал я взглядом.

Меня не отвлекало ничего.

А кто тогда сидел за партой рядом,

Пусть он простит, не слышал я его.

Ученье… Человеком правят страсти,

А я у этой страсти был во власти.

В любом из нас сидит школяр-невольник,

Боящийся, что вызовут к доске.

В любом из нас живет веселый школьник,

Чертящий теоремы на песке.

За школьный дух без примеси школярства,

Как за коня, готов отдать полцарства.

Третья попытка

Ты не сразу бросаешь арену

И не сразу подводишь черту.

Три попытки даются спортсмену

Для того, чтобы взять высоту.

Неудача, но ты не в убытке:

Снова близок решающий миг.

Ты готовишься к третьей попытке,

Наблюдая попытки других.

Разбежался. Взлетел. И — готово!

…Возвещая о новой борьбе,

Выше ставится планка, и снова

Три попытки даются тебе.

А не вышло (попытка — не пытка),

Стиснув зубы, готовься и жди.

И выходит, что третья попытка

Остается всегда впереди.

Из цикла «Школьная лирика»

* * *

Он руку над партою тянет и тянет.

Неужто никто на него и не взглянет?

Он — весь нетерпенье: «Спросите меня!»

Как будто, загнав по дороге коня,

Сюда он примчался со срочным пакетом,

Со срочным пакетом и точным ответом.

Не нужно отметок в журнал и в дневник,

Довольно того, что он в тайну проник,

Что чудо свершилось, задача решилась…

Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

Где право, где лево

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» — раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

Читалочка

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

— Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

— Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

И почитать!

* * *

С тобой мы дружили, как дружат мальчишки,

Сражались и спорили без передышки.

Бывало, лишь только сойдемся с тобой,

И сразу у нас начинается бой.

Опять в рукопашной иль шахматной схватке

Друг друга спешим положить на лопатки.

Где меч отсверкал, там покатится мяч.

Ликуй, победитель! Поверженный, плачь!

Нам эти сражения не надоели,

Хоть каждый сто раз погибал на дуэли.

Зато сохранили мы дружбу свою.

Еще бы! Она закалилась в бою!

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Детские стихи про мороз короткие:

***

Ты, мороз, мороз, Не показывай нам нос. Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой.

***

Как красиво, посмотри! Всё искрится от мороза, А на ветках снегири — Будто распустились розы.

***

З. Полежаева

— Утепляйтесь поскорее! Приближается мороз! — Кот лежит на батарее, Закрывая лапой нос.

***С. Птица

У народа есть примета, — Если кошка прячет нос Лапкой, когда спит, — то это Значит: завтра жди мороз!

***И. Счастнева

Без пальто и без ботинок Не вступай с ним в поединок. Только снимешь шарф и шапку, Он возьмет тебя в охапку Ущипнет тебя за нос Сильный дедушка мороз.

В морозВалентина Ланцетти

Снег на улице и стужа.Крепким льдом забита лужа.От дороги робкоВеточками тропкиТянутся к домам:— Погреться можно к вам?

ВолшебникК. Билич

Мороз – волшебник!Это видно сразу:Я свой альбом еще не открывал,А он ужеБез кисточек, без красокВсе окна за ночь нам разрисовал!

***

Ой, сердит мороз:Ветки снегом занес,Хватает за нос, щиплет до слез.Ребятишки не пугаются,На лыжах да санках катаются,Над морозом потешаются.

***Е.Тараховская

Снеговик письмо шлет другу:»Я тебе желаю вьюгу…Чтоб метель весь год мела…Льда, сугробов, снежных горок,И морозов «минус сорок»…И душевного тепла!»

Весёлое лето

Лето, лето к нам пришло,

Стало сухо и тепло,

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком.

Кружат пчелы,

Вьются птицы,

А Маринка

Веселится.

Увидала петуха:

– Вот так чудо! Ха-ха-ха!

Удивительный петух:

Сверху – перья, снизу – пух!

Увидала поросёнка,

Улыбается девчонка:

– Кто от курицы бежит,

На всю улицу визжит?

Вместо хвостика крючок,

Вместо носа пятачок!

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый?

А Барбос, рыжий пёс,

Рассмешил её до слез.

Он бежит не за котом,

А за собственным хвостом.

Хитрый хвостик вьётся,

В зубы не даётся.

Пёс уныло ковыляет,

Потому что он устал.

Хвостик весело виляет:

«Не достал! Не достал!»

Ходят ножки босиком

По дорожке прямиком.

Стало сухо и тепло.

Лето, лето к нам пришло!

Мурка

Чья это фигypка

Дымчатая шкypка

Ждёт нас то снаpyжи, то внyтpи?

Это наша Мypка

Кошечка-кошypка

Жмётся к двеpи, пpосит: «Отвоpи!»

Видишь, в yголочке

Две блестящих точки

Светятся всю ночкy напpолёт?

Мypочке не спится,

Ходит, как тигpица,

От мышей кваpтиpy стеpежёт.

Утpо засияло –

Скок под одеяло,

И поёт, мypлычет –

Мyp, мyp, мyp!

Целый день игpает –

То клyбки катает,

То гpызёт y телефона шнyp.

В маpте в лyнном свете

Как гpyдные дети

Плачyт, надpываются коты.

Мypка пpыг на кpесло,

В фоpточкy пpолезла,

И исчезла. Мypка, где же ты?

Где ж ты, Мypка, бpодишь,

Что ж ты не пpиходишь?

Иль наш дом тепеpь тебе не мил?

Я ль с тобой не ладил,

Я ль тебя не гладил,

Я ль тебя сметаной не коpмил?

Чья это фигypка,

Дымчатая шкypка,

Чьи глаза из подпола блестят?

Там сидела Мypка,

Кошечка-кошypка,

Рядом с ней сидело семь котят.

Весёлая азбука

А

АРБУЗ

Ах, какой арбуз на грядке!

Постучим к нему, друзья!

– Тук-тук! Можно? – Нет, нельзя!

Я ещё не сладкий!

Б

БАРАБАН

Барабан упал с небес,

Закатился под навес.

Барабан боднул баран.

Бух! – и лопнул барабан.

В

ВЕРТОЛЁТ И ВОРОБЕЙ

Воробья врачи спасли,

В вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

Г

ГУСЬ И ГАРМОШКА

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

Д

ДОКТОР

Доктора не бойтесь, дети!

Он добрее всех на свете.

С ним давно знакома я.

Это мамочка моя!

Е и Ё

ЕНОТ И ЁЖ

Ёжик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И сказал Еноту Ёж:

– Ты мне спину не потрёшь?

Ж

ЖУК

Жук-жучок

Отвечал урок.

Вместо слов «ручей журчит»

Написал «Жучей жужжит».

* * *

Жук летает над лужком.

Он устал ходить пешком.

З

ЗМЕЙ

Змей над крышами взовьется.

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

И

ИВА

Ива-ивушка моя!

Кто, скажи, твои друзья?

– Солнышко меня ласкает,

Ветер косы заплетает.

Й

ОЙ-ОЙ И АЙ-АЙ

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем больной!

–Ты пойди-ка погуляй!

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

К

КОТ

Котик-кот, иди к доске,

Расскажи о колоске!

– Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я!

Л

ЛАСТОЧКИ

Ливень, ливень льет везде!

Рады ласточки в гнезде:

– Мама дома посидит,

Никуда не улетит!

М

МЯЧИК

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил.

Стекол он ещё не бил.

* * *

Бык мычит две буквы: – МУ!

– МЯУ! – кот сказал ему.–

Слышал? Значит, мы, коты,

Знаем больше букв, чем ты!

Н

НАПЁРСТОК

Наши братья шили платье.

Был царём один из братьев.

Он корону надевал,

Но в труде не отставал.

О

ОДУВАНЧИК

Одуванчик! До чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть!

П

ПОРОСЕНОК

Поросенок изумился:

– Ох, как долго я не мылся!

Быть грязнулей неохота! –

И отправился в болото.

Р

РУЧЕЕК

– Ручеёк, куда спешишь?

– К речке, к речке, мой малыш!

– Ручеёк, когда ты спишь?

– Никогда не сплю, малыш!

С

СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ

Солнце! С самого рассвета

Ты сосёшь сосульку эту.

Съешь скорей свой леденец,

Чтоб зиме настал конец!

Т

ТЕЛЕВИЗОР И ТИГР

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

– Я люблю, – сказал он строго,–

Чтоб полосок было много!

У

УЛИТКА

Ух, как скучно перед сном

Уходить улитке в дом!

Сказку выдумать пытается,

Грустной сказка получается.

Ф

ФИАЛКА

– Фью-фью! – птицы распевают.

И фиалки расцветают.

И земля глядит на нас

Миллионом синих глаз.

Х

ХЛЕБ

Ходит солнце в небушке,

Радуясь подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку:

Он на ней как солнышко.

Ц

ЦЫПЛЕНОК

– Цыц! Не стану я клевать!

Можно братиков позвать?

– Где ж они? – Под старой липой!

– Как зовут их? – Цыпа-цыпа!

Ч

ЧЕРЕПАХА

Черепашка! Черепашка!

Первый раз она, бедняжка,

Очутилась под дождем.

– Мама! Кто стучится в дом?

* * *

«Ч» с четверкой спутал Чижик

И прочел: «Четыре ижик».

Ш

ШАРФИК

Шёл я лесом и боялся…

Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес не страшным стал:

– Эй, кто шарфик потерял?

Щ

ЩУКА И ЩЕТКА

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

– Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Ь и Ъ

ТВЕРДЫЙ ЗНАК И МЯГКИЙ ЗНАК

Твёрдый знак и мягкий знак

Разговаривали так:

– Сколько я пирожных съем?

Мягкий знак ответил: – Семь!

Ы

– Ты – худой, а я толстяк.

– Ешь поменьше натощак!

Э

ЭХО

– Эге-гей крикун кричит.

Изо рта язык торчит.

– Мама! – слышится с холма.

Эхо тоже крикнет: – Ма-а-а…

Это маму звал малыш.

Эхо, ты кому кричишь?

Ю

ЮБКА

Юбку я для куклы сшила.

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Ма-ма!»

Значит, я для дочки шью.

Я

ЯЩЕРИЦА

Ящерицу я ловил.

Страх меня остановил.

– А чего же тут бояться?

– Хвостик может оторваться!

Валентин Берестов: вокруг поэта «роились» дети

Помните зачи­тан­ные в дет­стве книжки ска­зок и сти­хов Вален­тина Бере­стова с уди­ви­тель­ными кар­тин­ками? За дав­но­стью лет они изъ­яты из биб­лио­теч­ных фон­дов и сохра­ни­лись разве что в семьях, но по-преж­нему учат радо­сти и любви.

Конечно, Бере­стов не исчез с дет­ских полок – автор чита­е­мый и пере­из­да­ва­е­мый, но осо­бен­ный коло­рит ста­рых совет­ских изда­ний неза­бы­ваем. Совре­мен­ные тех­но­ло­гии поз­во­лят «подер­жать их в руках» и почи­тать вме­сте с детьми.


Сде­лать это воз­можно бла­го­даря Наци­о­наль­ной элек­трон­ной биб­лио­теке, кото­рая взяла на себя труд оциф­ро­вать ста­рые издания.

Откры­вая их, мы будто заново вдох­нем непо­вто­ри­мый запах стра­ниц, уви­дим потер­то­сти обло­жек и под­лин­ные туск­ло­ва­тые цвета кар­ти­нок, биб­лио­теч­ные штампы и скром­ные значки цены, обо­зна­чен­ные в копейках.

Нам не забыть непо­вто­ри­мый шарм этих книг, в боль­шин­стве своем вышед­ших в изда­тель­стве «Дет­ская лите­ра­тура» с 1960 по 1980‑е годы про­шлого века.

Совет­ская дет­ская поэ­зия – осо­бое явле­ние, а Вален­тин Бере­стов – осо­бен­ный поэт. Доб­рота и нрав­ствен­ность, любовь к людям и живот­ным, тор­же­ство правды и кра­соты – вот глав­ные цен­но­сти и поэ­зии в целом, и этого автора. Они же про­яв­ля­ются и в его про­за­и­че­ских сказ­ках, насквозь про­ни­зан­ных сти­хо­твор­ными строчками.

Кто не пом­нит наизусть вот такие стихи Вален­тина Дмитриевича:

«В лужах картинки! На пер­вой – дом, Как настоящий, Только вверх дном.

Вто­рая картинка. Небо на ней, Как настоящее, Даже синей.

Тре­тья картинка. Ветка на ней, Как настоящая, Но зеленей.

А на четвёртой Картинке Я промочил Ботинки».

Дет­ский поэ­ти­че­ский мир сильно отли­ча­ется от взрос­лого и живет по своим зако­нам. В дет­ских сти­хах нет ноток взрос­лой горечи и разо­ча­ро­ва­ния, и, хотя встре­ча­ются и печаль, и раз­ду­мье, но глав­ное их настро­е­ние – радость.

Они насы­щены отго­лос­ками рая – тан­цу­юще-ска­чу­щим игро­вым рит­мом, ярким цве­том, сол­неч­ным све­том, неве­ро­ят­ными пре­вра­ще­ни­ями и сло­во­твор­че­ством. Тво­ре­ние мира как будто бы про­дол­жа­ется, и помо­гает Творцу фан­та­зия ребенка.

«Не бойся ска­зок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребенку сказку расскажи – На свете правды больше станет!»

Батюшка делится, что поэт, как и мно­гие совет­ские граж­дане, не был рели­ги­оз­ным чело­ве­ком, но на склоне лет начал пере­осмыс­ли­вать свое отно­ше­ние к вере. А в каче­стве иллю­стра­ции он при­во­дит такие стихи В. Берестова:

* * *

В своем роду, кого ты ни спроси, Идя от колы­бели в ногу с веком, Он со вре­мён кре­ще­ния Руси Стал пер­вым некре­щё­ным человеком.

Он это чуть не доб­ле­стью считал. Да жаль, что бабок спра­ши­вать не стал. А к бабуш­кам он отно­сился строго: «Вот тём­ные какие! Верят в Бога!»

Ста­рушки были рады без границ, Что, отло­жив на время святотатства, В пас­халь­ный день от кра­ше­ных яиц Охаль­ник был не в силах отказаться.

Он ел и думал: «Как они глупы!» Не видели ста­рушки почему-то, Что от рели­ги­оз­ной скорлупы Он очи­щал яйцо за полминуты.

И лишь под ста­рость обна­ру­жил он, Что тайно был ста­руш­ками крещён, И что от колы­бели был храним Он анге­лом неви­ди­мым своим.

1953, 1991 гг.

Делимся с вами бес­цен­ной кол­лек­цией совет­ских кни­жек с дет­ства люби­мого нами автора про­за­и­че­ских ска­зок и поэта Вален­тина Дмит­ри­е­вича Бере­стова. Автор про­те­сто­вал, когда его назы­вали дет­ским авто­ром, но по миро­ощу­ще­нию был именно таковым.

А кто не знает такие строчки: «Как хорошо уметь читать!/ Не надо к маме при­ста­вать…» Воз­можно, эти шесть книг в элек­трон­ном фор­мате ста­нут пер­вым, что про­чтут по сло­гам ваши дети.

В.Берестов. Как найти дорожку

В.Берестов. Что всего милее

В.Берестов. Театр кукол

В. Бере­стов. Рыбка строит дом

В. Бере­стов. Птица неба не боится

В. Бере­стов. При­ят­ная весть

Вален­тина КиденкоФото из откры­тых источников Медиа-файлы с сайта Наци­о­наль­ной элек­трон­ной библиотеки

Про природу

Подсолнух

Всё утро дождик… ничего весёлого.
Но есть у солнца друг – один из лучших.
Упрямо поворачивая голову,
Он ищет солнце, спрятанное в тучах!

Опушка

Как будто всё, что есть в бору,
Собралось на опушке:
Здесь и лучи, и тень в жару,
И голос той кукушки,
Грибы находишь по утру,
Несёшь малину в кружке…

Но не сидится мне на пне
И не лежится на спине
Средь света и простора.
А что таится в тишине,
А что творится в глубине,
А что таится в полусне
Таинственного бора?

Зимние звёзды

Ах, сколько звёзд зимой, в ночи морозной,
Открыто детям! И ещё не поздно.
Ещё не скоро скажут: «Спать пора!»
И только начинается игра.

Совсем иначе светят звёзды летом.
Для малышей те звёзды под запретом .
До времени они утаены.
Их видит юность. Детство видит сны.

Песенка весенних минут

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.

Потихоньку,
Полегоньку,
Прогоняем зиму
Прочь.

Гололедица

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?

Тучка

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.

То ручейком, то мелкою речушкой

То ручейком, то мелкою речушкой,
Что не спеша по камешкам течёт,
То чашей родника (с пробитым краем),
Чью гладь новорождённые ключи
Ребячьими вздымают кулачками, –
Водораздел лежит передо мной.
Извилисто, игриво, прихотливо
Бегут речушки и ручьи. Отсюда
Они сейчас расходятся навеки,
На много тысяч вёрст. Их разлучают
Не горные хребты и не ущелья,
А бугорки да мелкие лощины
Среди полей и зелени лугов.
Такая бесконечная равнина,
Так всё вокруг открыто и просторно,
Что веришь, будто речки и ручьи
Расходятся навек по доброй воле,
По прихоти дорогу избирают,
Текут себе куда кому охота,
В какие хочешь реки и моря.

После мороза

Снова чисто двойное стекло.
В небе сереньком столько уюта,
Но с крещенскою стужею лютой
Искромётное что-то ушло.

Снег забыл, как хрустел и блестел он,
Золотился, алел, розовел,
И опять притворяется белым,
Простодушным, пушистым, несмелым,
Словно только что к нам прилетел.

Август

Приходит август с урожаем
Ко всем, но только не к лентяям.
Кто проспит, тот вернётся
С пустыми руками.
А кто рано проснётся,
Тот – с боровиками.

Весна в пустыне

Ах, весна, твоими чарами
Околдован наш отряд.
Черепахи ходят парами
И коробками гремят.
На барханчике тюльпанчики
Не пески – цветущий луг.
Свищут суслики, тушканчики
О любви мечтают вслух.
Ураганы вместе с пылью
Ароматы к нам несут,
И бараны щиплют лилии,
И фиалки ест верблюд.
Но кончается приволье.
Зной великий настаёт.
Кустик перекати-поля
Из себя корзину вьёт.

Про машину

Вот девочка Марина.

А вот ее машина.

– На, машина, чашку.

Ешь, машина, кашку.

Вот тебе кроватка,

Спи, машина, сладко.

Я тобою дорожу,

Я тебя не завожу.

Чтобы ты не утомилась,

Чтобы ты не простудилась,

Чтоб не бегала в пыли.

Спи, машина, не шали!

Вдруг машина заболела:

Не пила она, не ела,

На скамейке не сидела,

Не играла, не спала,

Невеселая была.

Навестил больную Мишка,

Угостил конфетой «Мишка».

Приходила кукла Катя

В белом чистеньком халате.

Над больною целый час

Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает все на свете.

Первоклассный доктор – Петя

(Петя кончил первый класс),

И машину доктор спас.

Доктор выслушал больную,

Грузовую,

Заводную,

Головою покачал

И сказал:

– Почему болеет кузов?

Он не может жить без грузов.

Потому мотор простужен,

Что мотору воздух нужен.

Надоело

Жить без дела –

И машина заболела.

Ей не нужно тишины,

Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?

Ключик взять –

И завести!

Хворостина (сказка)

Все ветки на дереве давно уже зеленели. Только одна оставалась чёрной и голой, будто никакой весны и не было.Сел на неё дятел, постучал клювом и сказал:— Так-так! Абсолютно сухая ветка. Проснулась ветка от его стука и ахнула:— Батюшки! Никак, уже лето? Неужто я весну проспала?— Засохла ты, — прошелестели ветки-соседи. — Хоть бы ветер тебя поскорее сломал или человек срубил, а то ты всё дерево портишь.— Ничего, — ответила ветка. — Скоро и я зазеленею.

— Слыханное ли дело, чтобы среди лета почки раскрылись? — заворчали ветки-соседи. — Весной надо было зеленеть, весной!— Если я собираюсь зеленеть, значит, я не совсем сухая, — ответила ветка.— Хворостина ты! — рассердились соседки. — Палка, дубина, чурка, полено, коряга!— Говорите что хотите, — сказала ветка. — А я всё равно оживу.Но её твёрдые почки так и не раскрылись. Никого она не накормила, не спрятала в тени, не приютила в листве. Не цвела она и не пускала по ветру крылатые семена.

Осенью листья на ветках пожелтели и ну летать, кружиться. Ветки-соседки заснули. Теперь они и сами стали чёрными, голыми. Сухая ветка ничем от них не отличалась. Даже дятел как ни в чём не бывало сел на неё и спросил:— Чего не спишь? Давай спи, набирайся сил до весны! — И тут он узнал её: — Какой же я рассеянный! Хворостине о весне говорю! Так не бывает, чтобы сухая ветка снова ожила.Вспорхнул и улетел. А ветка выпрямилась и сказала:— Поживём — увидим.Пришла зима. Упали снежинки на ветку, укрыли каждый её сучок, каждую почку, заполнили каждую развилку. Стало ветке тепло и тяжело, словно от листьев. Мороз. Иголочки инея выросли на ветке, окутали её со всех сторон. Ветка так и засверкала в лучах морозного солнца.«Что ж! — подумала она. — Оказывается, не так уж плохо быть сухою веткой».Потом наступила оттепель. На ветке повисли капли. Они переливались, блестели, падали одна за другой. А ветка всякий раз приподнималась и вздрагивала. Словно живая.И снова снег. И снова мороз. Долгая была зима.Но вот поглядела ветка вверх: небо тёплое, голубое. Поглядела вниз: под деревьями чёрные круги.Растаял снег. Появились, откуда ни возьмись, прошлогодние листья и давай носиться по лесу. Видно, решили, что опять их время пришло.Ветер утих, и они угомонились. Но заметила ветка, что они и без ветра шуршат потихонечку. Это из-под них травинки вылезают.Травинки вылезали поодиночке, а листва на дереве распустилась вся сразу. Проснулись ветки-соседки и удивились:— Ишь ты! Хворостина-то за зиму не сломалась. Видать, крепкая.Услышала это ветка и загрустила:— Значит, я и вправду хворостина. Значит, ничего у меня не получится. Хоть бы срубил меня человек, бросил бы в костёр…И она представила себе, как загорится костёр, как вспыхнут на ней языки огня, словно большие красные листья. От этого ей стало тепло и немножко больно.Тут на неё сел дятел:— Привет-привет! Как здоровье? Не беспокоят ли жучки-короеды?— Дятел, дятел… — вздохнула ветка. — Опять ты всё перепутал: сухую ветку за живую принял.— Какая же ты сухая? — удивился дятел. — Ты просто разоспалась. Другие вовсю зеленеют, а у тебя только-только почки раскрылись. Кстати, куда девалась хворостина, которая тут торчала?— Так это же была я! — обрадовалась ветка.— Перестань говорить глупости! — сказал детял. — То была абсолютно сухая ветка. Чего-чего, а живую ветку от сухой я уж как-нибудь отличу. Я же всё-таки головой работаю.

— Конец —

Про животных

Заячий след

В лесу недолго до беды,
Но заяц — не простак.
Умей запутывать следы —
Вот так!
Туда, сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок!

Барашек

Стригут барашку под машинку
Бочок кудрявенький и спинку.
Не плач, барашек. Через год
Погуще шёрстка отрастёт.

Мишка, Мишка, лежебока

Мишка, Мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал,
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Все бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!

Чайки

Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки, где ваш дом?
На земле?
На волне?
Или в синей вышине?

– Ну, конечно, на земле!
На земле рождаемся.
Ну, конечно, на волне!
На волне качаемся.

Ну, конечно, в вышине!
В вышине летаем.

Вот где, вот где мы живём!
Вот где обитаем!

Тигр

Берегите тигров, детки!
Я же зверь ужасно редкий!
Но, пожалуйста, меня
Берегитесь, как огня!

Гуси

Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.

Курица с цыплятами

Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?

Сова и синица

У совы у старой
Не глаза, а фары –
Круглые, большие,
Страшные такие.

А у птички у синички,
У синички-невелички,
Глазки, словно бусинки,
Малюсенькие.

Но синичьи глазки
Смотрят без опаски
И на облачко вдали,
И на зёрнышко в пыли.
Днём сова не видит,
Значит, не обидит.

Ночь вошла в свои права,
В путь пускается сова.
Всё глаза огромные
Видят ночью тёмною.
А синица не боится,
Потому что спит синица,
Крепко спит она в гнезде,
Не видать её нигде.

В старину

– Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлебушек на мельницу везу.
Зерном мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.

– Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлеб с пекарни с мельницы везу.
Мукой мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.

– Что везёшь, лошадка, на возу?
– Из пекарни хлебушек везу.
Караваи, булки, пышки!
Ешьте, радуйтесь, детишки!

Коза

В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавеску на окне
И картинку на стене,
Со стола слизнуло справку
И пошло опять на травку.

Лось

Слышу, хрустнула ветка,
И сразу увидел лося,
А лось увидел меня.
Стоит и не шелохнётся…
И всё ж на моих глазах
Теряет лось очертанья:
Ветки слились с рогами,
С кустами сливается тело,
С берёзовыми стволами
Уже сливаются ноги.
Лес, породивший лося,
Прячет своё дитя.

Верблюжонок

Закидывая голову, как птица,
Пьёт верблюжонок воду из корытца.
Он пьёт и пьёт. Напился наконец.
– Пей про запас! – советует отец, –
Ведь то, что на верблюдах возят люди,
Наш брат верблюд везёт в самом верблюде.

Лошадка

– Но! – сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом.
— Лошадка, тпру!

Котёнок

Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!

Бычок

Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает.
— Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!

Котофей

В гости едет котофей,
Погоняет лошадей.
Он везёт с собой котят.
Пусть их тоже угостят!

Воробушки

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
-Мы выжили!
-Мы выжили!
-Мы живы, живы мы!

Заяц-барабанщик

За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
– Барабанить не стану!

Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки!

Дракон

В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:

– Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –
Прочие сласти.

Для этой головки –
Перловки.

Для этой глотки –
Селёдки.

Для этой башки –
Пирожки.

Для этой рожи –
То же.

Для этого личика –
Два сдобных куличика.

Что ещё?
Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.

Утята

Как незаметно дни летят!
И вместо радостных утят,
Отважных жёлтеньких малюток,
Мы встретим важных белых уток.

Эти утки даже «кря»
Никогда не скажут зря.

Козе

Козе
Преподнесли
Букет
– Ну, что ж!
Спасибо
За обе-е-ед!

Баю-бай

Спит будильник. Спит звонок.
Просыпается щенок.
Просыпается и лает,
Снов приятных нам желает.
«Баю-бай! Баю-бай!» –
Вот что значит этот лай.

Стреноженные кони

В нелепо-радостной погоне
Прыжками, будто кенгуру,
Бегут стреноженные кони
И вьются гривы на ветру.

Покажем, мол, что мы не клячи,
Что наше место – на бегах.
На четырёх, мол, всякий скачет,
А поскачи на трёх ногах!

Лягушата

Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все – герои, ать-два!
Головастиками были – ква-ква!
Дружно хвостиками били – ать-два!
А теперь мы – лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете – красота!

Детские стихотворения Валентина Берестова

А

Б

БарашекБаю-байБолонкаБольная куклаБычок

В

В магазине игрушекВесёлая азбукаВеселое летоВесёлый охотникВыводок

Г

ГололедицаГуси

Ж

З

За игройЗаяц-барабанщикЗнакомый

К

Картинки в лужахКозаКоза в парикмахерскойКолыбельная баобабуКотёнок хочет в школуКошкин щенокКто живёт в портфелеКто такой НофелетКукольный театрКурица с цыплятами

Л

М

Мартышкины качелиМедвежонокМишенька-медведьМуркаМышка-хвастунишка

Н

На рассветеНепослушная куклаНочная считалочка

О

ОпушкаОсенние одуванчикиОтсталый человек

П

Первый другПервый листопадПесочницаПетушкиПобудкаПортнихаПро машинуПрощание с другом

Р

С

Самая первая песняСерёжа и гвоздиСкрип-скрипСнегопадСова и синицаСон во сне

Т

Три дороги.Три победыТучка

У

Урок листопадаУтята

Х

ХоботХодули

Ч

ЧайкиЧиталочкаЧто всего милее?

Ш

Ю

Талантливый поэт Валентин Берестов родился в семье учителя истории. В чытыре года мальчик научился читать. Сначала это были газетные публикации (Валя читал незрячей бабушке), потом — сказки и детские романы. Особенно полюбились юному Берестову рассказы Марка Твена о приключениях Тома Сойера.

Свои первые короткие стихи мальчик начал писать, будучи подростком. Но считая это делом постыдным, прятал свои тетради. Первый, кому юный Берестов доверился, был Корней Чуковский, с которым будущий поэт познакомился, находясь в эвакуации во время войны. Именно Чуковский помог состояться Берестову как поэту и научил его не стесняться своего таланта.

Корней Чуковский особо отмечал многогранность таланта Берестова. По словам великого поэта, Валентин Дмитриевич одинаково успешно работал в разных жанрах, обладал чувством стиля, имел хороший литературный вкус. Восхищался Чуковский трудолюбием и работоспособностью юного поэта. Чуковский всячески помогал Вале, а однажды даже спас ему жизнь, когда тот заболел пеллагрой. Благодаря хлопотам и знакомствам поэта, парня удалось вылечить.

Тут же в эвакуации Валя познакомился и с легендарной Анной Ахматовой. Когда поэтесса прочла детские стихи Берестова, она назвала его поэзию изумительной и настоятельно рекомендовала ему не бросать это дело.

Берестов не сразу пришел в литературу. Ему потребовалось целых десять лет, чтобы найти свое призвание. Его первая книга увидела свет в 1957 году, потом он просто уже не мог остановиться: один за другим выходили новые сборники стихотворений.

Стихи Берестова для детей пропитаны позитивом. Вы можете прочитать их онлайн и открыть малышу мир, который учит добру, приглашает в сказку и зовет к приключениям. Его трогательные стихотворения пронизаны солнцем и смехом.

Поэт был хорошо знаком с творчеством своих коллег. Это чувствуется в его произведениях. Но особенно ярко просматривается влияние Пушкина: волшебство и легкость Берестов позаимствовал именно у него.

Берестов обладал уникальной способностью говорить просто о сложном, весело о серьезном. Его стихи динамичны, герои непоседливы: они все время куда-то бегут, делая все на ходу.

Берестов не просто развлекает ребенка. Он воспитывает и обучает его, делится своими знаниями с юным читателем. Особенно интересен его цикл произведений о животных. Поэт с детства увлекался этой темой.

Берестов много пишет и о детях — школьниках и озорниках с последней парты. Детские стихотворения Берестова оригинальны, как и оригинален и сам способ их создания. Поэт не сразу записывал придуманное. Каждый раз, читая по памяти, он что-то менял, добавлял или урезал, и только потом записывал.

Работая с самой сложной и капризной литературной формой — стихотворной миниатюрой (в этом жанре нет возможности разогнаться, каждое слово должно быть взвешено и продумано) — он достиг совершентва в слове.

Последние годы своей жизни Берстов занимался тем, что в соавторстве со своей женой издавал красивые детские сказки. Он много переводил, работал на телевидении. Выпустил свои мемуары, где подробно рассказывал о знакомствах со своими знаменитыми современниками. Сотрудничал с певцами и музыкантами, был частым гостем на радио и телевидении.

Средние:

***Н. Мельник

Не узор, а чудо- сказка Проявилась на окне. Вижу лес, снежинку, маску, Это — всадник на коне!

Что за краска у снежинки? Я подула вдоль стекла, И прекрасная картинка Вся до капельки стекла.

***В. Орлов

Все злее, злее, злееНа улице мороз.И каждый потеплееЗакутывает нос.

И людям, и машинамСейчас не до красы.И люди, и машиныЗакутали носы.

***И. Александрова

Выпал снег, настал мороз,Кошка лапой моет нос,У щенка на черной спинкеТают белые снежинки!

Тихо падает снежок,То зима пришла, дружок!Мы играем, весилимся,И мороза не боимся!

МорозВалентин Берестов

«Бураны, вьюги и метели…Как много с ними канители,Как много шума, толкотни!Как надоели мне они!» —

Так проворчал мороз угрюмый,И речку лед сковал без шума,Деревья скрыла седина,И наступила тишина.

***

Мерзнут щеки,мерзнет нос,Мерзнут наши ручки.Ой мороз,мороз,морозБрось ты эти штучки!

Перестань мороз шалить,Перестань кусаться,Дай немножко поиграть,С горки покататься!

ЗимаЕ. Русаков

До марта скованы пруды,Но как теплы дома!В сугробы кутает садыЗаботливо зима.

Снег осыпается с березВ дремотной тишине.Картины летние морозРисует на окне.

***Т. Гусарова

На трюки мастер был мороз.Сказал Мороз: «Довольно слёз!» -И превратил он в снегопадДождь, ливший третий день подряд.

Ответил трюком я на трюк.Назвал свой трюк я «ловкость рук».В раскрытую ладошку поймал снежинку-крошку.

В руке растаяла она -Решила, Что пришла…весна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский сад Всезнайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: