«Красавица и чудовище», 1991 год
Кадр из мультфильма «Красавица и чудовище»
Песня: «Красавица и чудовище»
Навыки: читает по книге в день, ухаживает за отцом
Ценности: познание мира, свобода, семья
А вот и первая принцесса Диснея, которая не мечтала о любви, а, наоборот, с порога отвергла претендента на место в её сердце — Гастона. Белль выбирает книги и заботу об отце — ради него она даже соглашается на заточение в заколдованном замке, где встречает свою любовь.
Белль не назовёшь классической «хорошей девочкой», ведь она избирательна в своём отношении к другим. Счастье для неё — это огромная библиотека и человек, с которым ей по-настоящему хорошо.
Mistress Masham’s Repose
The T.H. White novel Mistress Masham’s Repose takes place just after World War II and tells the story of an orphaned girl who discovers some Lilliputians in England, a race of small people featured in Jonathan Swift’s Gulliver’s Travels. The girl has a strict governess that makes her life miserable, but a Cook and Professor act as her friends and try to protect her from the governess’ wrath.
It’s the perfect kind of story for Disney, which explains why the company attempted to turn it into a movie in 1985. Unfortunately, company politics got in the way: Roy Disney loved the project, while Disney chairman Jeffrey Katzenberg hated it. Although it was in production, the team working on it eventually got fired and the movie never happened.
Cinderella Stories
Cinderella remains one of the most iconic of Disney princess characters. Her rags-to-riches story continues to inspire. Disney decided to bring the character back in 1999 in a TV series called Cinderella Stories. The company created a storyboard for a pilot episode in which Cinderella and her mouse friends face an adventure on horseback.
Interestingly enough, although it features a lot of funny Jaq sight gags, that storyboard never showed an ending for the first episode. There’s probably a reason for that: Disney canceled the animated series, but Cinderella got another shot at small screen fame in Cinderella II: Dreams Come True, a direct-to-video sequel of the original animated film that featured three Cinderella-based stories. The TV series synopsis, though, still sounds a lot better.
Мерида
Пришло время отправиться в Шотландию. В 2012 году вышел мультфильм «Храбрая сердцем». Конечно, это локализованное название является оммажем в сторону почти одноименной картины режиссера Мела Гибсона. С тех самых пор Шотландия не может упоминаться без обсуждения оскароносного фильма.
Главной героиней является принцесса Мерида. Она дочка короля, так что все традиции соблюдены. Девушке шестнадцать лет, и она полна энергии. Непослушные рыжие локоны, лук за спиной и верный конь – больше ей ничего не нужно. Она немного напутала с магией, но потом, конечно же, исправилась. Что интересно, у Мериды нет ухажера. Что для Диснеевских принцесс является нонсенсом.
Тиана
Тиана даже не думала о том, чтобы стать принцессой. Чернокожие официантки, живущие в Новом Орлеане, редко о таком мечтают. Героиня очень тяжело работала, намереваясь продолжить дело отца и открыть свой собственный ресторан. Медленно, но верно она шла к осуществлению своей цели, пока ей под руку не попалась лягушка.
Принца экзотической страны превратили в земноводное в корыстных целях. Он считал, что поцелуй принцессы спасет его. На карнавале Тиана была одета, как особа королевских кровей.
Увы, потом они вместе стали прыгать навстречу своему счастью. Девушка доказала, что она достойна своего титула.
Райя и последние тенденции: Disney на перепутье
Принцессы Эльза и Анна, несмотря на невероятный успех дилогии «Холодное сердце», десятки миллионов кассовых сборов и два «Оскара», не вошли в официальный список принцесс Disney. Технически в итоге они стали королевами, но, вероятнее всего, причина их отсутствия в перечне кроется в другом: студия на протяжении последних двух десятилетий переосмысляет саму концепцию принцесс и старается четко реагировать на критику и учитывать запрос аудитории. Так, фанаты «Холодного сердца» запустили хэштэг #giveelsaagirlfriend, что красноречиво свидетельствовало о том, что привлечь более взрослую аудиторию Disney уже удалось.
В итоге, кажется, студия просто выбрала другую стратегию — принцессы стали ближе к героиням комиксов, наравне с женскими персонажами франшизы «Звездные войны» они спасают мир и урегулируют политические конфликты. Именно такой героиней стала принцесса Райя из самого последнего анимационного мультикультурного блокбастера студии — «Райя и последний дракон». Весь основной состав персонажей «Райи» озвучен актрисами азиатского происхождения во главе с Аквафиной и Джемой Чан. Подобно Безумному Максу, Райя разъезжает по постапокалиптической пустыне в поисках последней драконихи, способной восстановить мир в вымышленной стране Кумандре. Три основных героини мультфильма — женщины: дракониха Сису и враждующие принцессы-воительницы Райя и Намари, именно им предстоит разрешить многовековое противостояние людских племен и объединить пять государств. Таких приключений Белоснежка и представить себе не могла.
Юные бунтарки: Ариэль, Белль, Жасмин, Покахонтас, Мулан
Студии Disney потребовалось целых тридцать лет, для того чтобы вернуться с новой историей о принцессе — в 1989 году вышла «Русалочка». Ариэль выглядела по-настоящему революционно по сравнению с предшественницами. Она мечтала уже не о замужестве, а о другой жизни за пределами морского дворца своего отца Тритона. В этом свете влюбленность в принца Эрика выглядела как логическое продолжение ее подросткового бунта против отцовского запрета на знакомство с миром людей. К тому же она сама проявила инициативу, завоевала сердце возлюбленного и дважды спасла его от смертельной опасности.
«Русалочка» стала последним диснеевским мультфильмом о принцессах, где в роли антагониста выступала женщина. Золушку и Белоснежку угнетали их злые мачехи, Аврора становилась жертвой проклятья Малефисенты, Ариэль — вступала в нечестную сделку с морской ведьмой Урсулой. Все злодейки в классических мультфильмах студии Disney символизировали мужской страх перед женской эмансипацией: они обладали властью и силой в противовес нежным принцессам, стремившимся к замужеству, и, разумеется, в финале традиционная женственность торжествовала.
В «Русалочке» этот сюжет был модернизирован — Ариэль сама вступала в схватку наравне с принцем. Так студия сделала шаг в сторону сильных принцесс, способных за себя постоять. Вскоре для создания образа героини в «Красавице и чудовище» впервые в истории студии была приглашена женщина — сценаристка Линда Вулвертон, которая сделала Белль, похожей на свободолюбивую Кэтрин Хепберн из «Маленьких женщин». Больше всего на свете она любила читать и вместо встречи с возлюбленным мечтала о приключениях. Белль сперва спасла своего отца от Чудовища, а затем и само Чудовище от неминуемой смерти. Образ принцессы в беде окончательно остался в прошлом, к тому же все следующие принцессы не были типичными белыми красотками — восточная девушка Жасмин бесстрашно выступала против брака с могущественным Джафаром, индианка Покахонтас стала первой принцессой, отказавшейся от замужества ради своего народа, а китаянка Мулан шла наперекор столетним обычаям, доказывая, что женщина может быть настоящей воительницей и спасительницей целого государства.
Однако у мультфильмов «Эпохи Ренессанса» студии Дисней была и оборотная сторона. В 2016 году американские лингвистки Кармен Фулт и Карен Эйзенхауэр проанализировали диалоги из всех мультфильмах о принцессах и пришли к выводу, что в 90-е героини говорили гораздо меньше, чем в «Белоснежке», «Золушке» и «Спящей красавице», где был соблюден гендерный баланс, и женских реплик было от 50 до 70%. Так, в «Золушке» принц произносил всего шесть фраз, одной из которых было слово «Подожди». В 90-е студия пошла по пути увеличения персонажей, как в бродвейских мюзиклах и многие из них по умолчанию были сделаны мужчинами. В «Русалочке» мужским голосам отдано 68% экранного времени, 71% — в «Красавице и чудовище», 90% — в «Аладдине», 76% — в «Покахонтас» и 77 % — «Мулан». Действительно, у Ариэль было три волшебных помощника мужского пола (создатели новой экранизации нивелировали гендерный дисбаланс — Чайку будет озвучивать певица Аквафина), а единственными заметными женщинами в истории о Покахонтас являлись ее подруга, произносящая несколько фраз, и говорящее дерево Ива.
Перепись населения: принцессы Диснея
Научный подход к изучению персонажей принцесс Диснея.
Выясняем, какого они возраста, носят ли они брюки, какого происхождения, выходят ли замуж к концу мультсериала, какого цвета у них глаза и волосы, и многое-многое другое.
Оказывается, это все очень интересно!
Итак, список принцесс, которые попали в исследование.
Мерида, Алиса, Лило, Венди, Анна, Рапунцель, Эльза, Эсмеральда, Джейн, Белоснежка, Белль, Покахонтас, Жасмин, Мегара, Золушка, Ариэль, Тиана, Аврора, Элони (или Айлонви — главная героиня диснеевского полнометражного мультфильма «Чёрный котёл», 1985), Мулан, Кида.
Есть ещё принцесса — Одет (Принцесса Лебедь), но она в данном исследовании не упомянута.
Disney Animated Ladies Census — перепись принцесс Диснея из мультфильмов. Своеобразная перепись населения мультяшного мира.
The Wizard of Oz
In the 1930s, Disney wanted to follow up on its success with Snow White and the Seven Dwarfs with an animated featured based on Frank L. Baum’s fantastical story of The Wizard of Oz, the story of a Kansas girl who changes a whole world. However, Disney lost the film rights to Samuel Goldwyn, who originally wanted to turn the story into a musical comedy. Fortunately for theater audiences, Goldwyn ended up selling the rights to MGM, who made the version of the movie fans know and love today.
However, Disney still set its sights on Oz in the 2000s and went head to head with Warner Bros. (which now owns the rights to The Wizard of Oz) to release its own Oz-based movie, Oz the Great and Powerful, starring James Franco. That film serves as a prequel to the original.
Принцессы нового поколения: Тиана, Рапунцель, Мерида, Моана, Анна и Эльза
Недооцененный мультфильм студии «Принцесса и лягушка» одновременно стал последним фильмом, созданным при помощи рисованной анимации, и полем для экспериментов над сюжетом. Главная героиня Тиана — первая чернокожая принцесса в истории Disney. Она стремится открыть свой ресторан и начать бизнес, ее заглавная песня посвящена достижению этой цели, а не встрече с любимым. Судьба всё же сводит ее с принцем Навином — обедневшим транжирой и бездельником, превращенным в лягушку по причине своего легкомыслия. Режиссеры мультфильма Рон Клементс и Джон Маскер (вместе они также сделали «Русалочку» и «Алладина») уделили развитию отношений этой пары немало времени и вывели любовную историю в плоскость комедии. Дело в том, что Тиана и Навин влюбились друг в друга, когда оба были лягушками, лишь на пути к избавлению от колдовских чар. Возможно, постмодернистская ирония не была оценена зрителем, возможно, по форме мультфильм выглядел старомодным на фоне набирающей популярность 3D-анимации, но в любом случае печально, что сказка «Принцесса и лягушка» не стала громким хитом студии.
Через два года в прокат вышел мультфильм «Рапунцель: Запутанная история» (в оригинале Tangled) открыв эпоху 3D-принцесс. Студия вновь вернулась к сюжету классической сказки о спасении прекрасной девушки, заточенной в башне в ожидании избавителя. История была значительно переписана, волосы Рапунцель наделены магической силой, а сама девушка боевым характером. После «Рапунцель» героини следующих 3D-мультфильмов гораздо больше походили на супергероинь, нежели на прежних очаровательных принцесс: Моана («Моана», 2016) управляла океаном, Мерида («Храбрая сердцем», 2012) стреляла из лука не хуже Леголаса или Соколиного глаза из «Мстителей», а Эльза из «Холодного сердца» повелевала снегом и льдом. Сорежиссерками «Храброй сердцем» и «Холодного сердца» впервые выступили женщины — Бренда Чэпман и Дженнифер Ли, соответственно.
Истории о принцессах классического периода 30-50-х годов показывали в первую очередь вражду и конкуренцию двух женщин друг с другом. Мультфильмы, все без исключения снятые мужчинами-режиссерами, комплементарно рисовали фигуры мудрых, очаровательных, сильных отцов, ради которых героини нередко рисковали жизнью (Мулан, Покахонтас, Белль). Но почти полностью исключали взаимоотношения с подругами, сестрами и матерями (в «Спящей красавице» вполне живая мать Авроры появлялась на несколько минут в начале и в финале, в то время как отец был активным второстепенным персонажем, даже друзья-животные, как это ни странно, всегда оказывались мужского пола). Бренда Чэпман в «Храброй сердцем» (оригинальное название Brave) впервые рассказала историю взаимоотношений матери и дочери (принцессы и королевы), полностью исключив романтическую линию. Дженнифер Ли в «Холодном сердце» вывела на первый план истинную любовь двух сестер Эльзы и Анны — персонажи очень отдаленно напоминали Снежную Королеву и Герду из сказки Ганса Христиана Андерсена. Эльза, изначально задуманная как антагонистка, превратилась в положительную героиню. Так, вечно враждующие архетипы злой колдуньи и доброй принцессы наконец помирились, впервые за 80 лет существования диснеевских сказок.
«Русалочка», 1989 год
Кадр из мультфильма «Русалочка»
Песня: «В мире твоём»
Навыки: умеет петь, разговаривать с крабами и протыкать трезубцем зловещих ведьм
Ценности: свобода, саморазвитие, любовь
Вопреки желанию отца, Ариэль тянет на сушу. Однажды она спасает принца по имени Эрик, и тот влюбляется в русалочку. Ариэль меняет свой прекрасный голос на ноги у морской ведьмы Урсулы и знакомится с Эриком ближе уже на земле.
Ариэль стремится в мир людей, но не только ради Эрика, которого едва знает. Помните, как она собирала коллекцию человеческих вещей с затонувших кораблей? Любопытная, самоотверженная, идущая наперекор отцу принцесса — это первый женский персонаж Диснея, который берёт жизнь в свои руки.
Как из последних сил она плывёт до корабля, где вот-вот произойдёт женитьба принца! В итоге не обстоятельства приводят её к хеппи-энду, а собственная инициативность. Хотя в финальной битве решающий удар ведьме Урсуле наносит всё-таки Эрик.
Покорные и трудолюбивые: Белоснежка, Золушка, Аврора
Первый полнометражный цветной звуковой мультфильм Уолта Диснея«Белоснежка и семь гномов» был новаторским во всем, кроме репрезентации молодой девушки на экране. Еще бы: образ принцессы был вдохновлен экранными героинями Мэри Пикфорд — невинными девочками подросткового возраста, популярными в 1910-е годы. С другой стороны над визуальным обликом Белоснежки работал художник-карикатурист Грим Натвик — создатель самой пикантной мультгероини того времени Бетти Буп. Его первые эскизы даже были отвергнуты Диснеем именно за излишнюю сексуальность.
Художник смягчил эту версию, убрал пухлые губы и нарядил в крестьянское платье и туфли-сабо. Так родился канонический образ невинной девушки в беде, покорно принимающей свою участь. Главные добродетели Белоснежки — наивность, смирение и трудолюбие. Она готовит и убирает для мужчин-гномов и мечтает в свои 14 лет только о любви, напевая свою коронную песню Someday My Prince Will come («Когда-нибудь мой принц придет»). Сказочная условность «Белоснежки» к тому же полностью игнорирует возраст согласия: в счастливом финале принц целует спящую 14-летнюю принцессу.
Следующей героиней классического периода стала Золушка, появившаяся в одноименном мультфильме 1950 года. Так же, как и ее предшественница, Золушка отличалась выдающимися трудолюбием и кротостью, но в отличие от Белоснежки уже была готова побороться за свое счастье. Злая мачеха и вредные сводные сестры всеми силами препятствовали ее встрече с принцем, но девушка побеждала их не только с помощью феи-крестной и волшебных помощников в виде всякой живности, но и своей решительностью идти к мечте вопреки обстоятельствам.
Следом в 1959 году вышла «Спящая красавица», визуально отличающаяся от пасторальных «Белоснежки» и «Золушки». Художники Джон Хенч и Айвинд Эрл вдохновлялись картинами мастеров Северного Возрождения, что наполнило мультфильм готическими мотивами. Disney в очередной раз создал произведение новаторское по форме, но вполне традиционалистское по содержанию. Принцесса Аврора унаследовала основные черты своей предшественницы Белоснежки — наивность, покорность и готовность влюбиться в принца, как только тот появится в кадре. Разве что на этот раз героиня наконец избавилась от швабры и прочих атрибутов хорошей хозяйки.
По сюжету сказки Перро феи дарят новорожденной принцессе шесть добродетелей, среди которых был ум, но создатели мультфильма сократили количество волшебниц и Авроре достались только красота и прекрасный голос. Принцесса поет всего одну песню танцуя с принцем, а затем засыпает уколовшись веретеном. Пожалуй ее даже нельзя назвать главной героиней фильма, этот пробел восполняют другие женские персонажи. Так основное сражение за жизнь Авроры происходит между добрыми феями Флорой, Фауной и Мэривезой и коварной колдуньей Малефисентой. Мужчинам отведены фоновые роли: принц вступает в борьбу под неустанным контролем добрых волшебниц, а король и вовсе в самый ответственный момент напивается вина и просыпает тот момент, когда его дочь попадает в беду.
Little Red Riding Hood
Although Walt Disney worked on a 1922 animated short about Little Red Riding Hood for Laugh-O-Gram studio, the company later decided in 1963 that the girl in the red cape deserved her own full-length feature film. There is obviously a lot of story there, especially with her journey into the deep dark forest to go to her grandmother’s house where she gets stalked by a wolf. The film never seemed to get past its concept phase, though, and Disney eventually abandoned the idea.
The character did make further appearances in Disney-owned franchises, though: she made a cameo in Who Framed Roger Rabbit and House of Mouse. She also got her live-action debut with the television series Once Upon A Time, which turned her story around by making her the wolf.
Princess Academy
It wasn’t so long ago that Disney decided to put all its main female lead characters into a movie together, from Snow White all the way up to Rapunzel. The plan was to even use Pixar characters. That film was Princess Academy, which would also include characters from Who Framed Roger Rabbit and Nightmare Before Christmas. The idea was to create a kind of musical fantasy, something akin to Fantasia, but with all the characters interacting with each other at a boarding school. Alen Menken was even on board to score the music.
The concept was already in production, meaning that artists were already working on animating each scene. But for some reason, Disney pulled the plug and left the production to collect dust.
Snow White Returns
One of the most highly recognized and most beloved Disney princess movies of all time is Snow White and the Seven Dwarfs. Not only did the movie bring the character of Snow White to life on the silver screen, but it also brought the first full-length animated film to theaters in 1937.
Because of its success, Disney immediately jumped on the idea of a sequel, Snow White Returns, a short that would reunite audiences with the princess and her seven best friends. That short would happen before Snow White found her prince and feature more of her daily life with the dwarfs. It would also have introduced a musical number cut from the original film, «Music in Your Soup», where Snow White teaches the dwarfs how to eat soup.
«Белоснежка и семь гномов», 1937 год
Кадр из мультфильма «Белоснежка и семь гномов»
Песня: «Ко мне мой принц придёт»
Навыки: уборка, шитьё, готовка
Ценности: семья, забота о ближнем, безопасность
Осиротевшая Белоснежка влюбляется в принца, причём это первый молодой человек, которого она встречает в жизни. Бежит от мачехи, которая хочет её убить, спасается у гномов. В их домике Белоснежка находит убежище — в обмен за это она убирает, готовит и развлекает гномов танцами и песнями.
Радость длится недолго: она пробует отравленное яблоко и умирает. Но всё заканчивается хорошо — Белоснежку спасает тот самый принц, мачеха получает по заслугам. Судьба вознаграждает Белоснежку за усилия: не только спасением жизни, но и взаимной любовью.
Мораль
Веди себя хорошо, даже если у тебя будут неприятности из-за этого. В итоге кто-нибудь тебя спасёт.
Проверьте, вдруг вы — Белоснежка?
Жасмин
«Арабская нооочь!
О Дивный Востооок!»
Все верно, также можно охарактеризовать принцессу Жасмин. Она приходится дочерью султану Аграбы, волшебного и невероятно красивого королевства, расположенного среди песков и оазисов.
Жасмин одета, как и полагается восточной красавице. Она первая неевропейка среди Диснеевских принцесс, более того остается единственной героиней арабского происхождения. Будучи знатного рода, полюбила предприимчивого босяка Аладдина, что и наблюдали зрители в 1992 году. Затем красотка щеголяла в сиквелах, сериале и играх, где всегда сохраняла ореол таинственности.
Live-action Alice in Wonderland
In 1933, Disney first entertained notions of bringing Alice in Wonderland to the big screen. The company wanted to create something that was part live-action and part animation with actress Mary Pickford set to star as Alice. But another movie had priority at the studio at that time: Snow White and the Seven Dwarfs.
Disney revisited the idea in 1939, complete with a script and storyboards, but the project never made it off the ground because of World War II.Disney released its fully animated Alice in Wonderland in 1951. The studio finally got its live-action Alice in Wonderland with Tim Burton’s production in 2010, and some of the elements of the studio’s second attempt made it into Burton’s movie, although that film dealt with events that happened later.
—
Which of the Disney princesses would you most want to see? Let us know in the comments!
«Мулан», 1998 год
Кадр из мультфильма «Мулан»
Песня: «Ты — боец»
Навыки: рукопашный бой, владение оружием
Ценности: свобода, семья, саморазвитие
Поступает против воли отца, уходит на войну, лезет в драки: Мулан ведёт себя достаточно дерзко даже для 1990-х, что уж говорить о временах китайских империй
Она радикально отличается от всех героинь Диснея — сравнить Мулан можно разве что с отважной Моаной. Но мультфильм про Моану снимут только через 18 лет.
Мулан воплощает в себе всё, что обычно запрещают девочкам, ссылаясь на гендерные роли. Но в итоге и родители, и возлюбленный, и даже император принимают её такой, какая она есть.
Goldilocks and the Three Bears
In the 1930s and 1940s, Disney often released short animated films (many which appeared before their longer features), including those as part of their Silly Symphonies musical productions. In 1936, Disney had plans to release a Silly Symphony short about classic fairy tale Goldilocks and the Three Bears, with Papa Bear modeled after W.C. Fields and Shirley Temple as the voice of Goldilocks. That short never happened.
Disney revisited the idea in the 1960s, but again, nothing came of it. The company did finally bring the character of Goldilocks to television, though, with a Disney Jr. television production titled Goldie & Bear. That story, though, happens after the original fairy tale, where Goldilocks has already become friends with the bear family whose home she invaded earlier on.
Swan Lake
Swan Lake is one of those beautiful stories that would have made a wonderful Disney movie. It has everything such movies require, including a princess tragically turned into a swan who can only walk in her human form at night. The only way to break the spell that binds her is if a prince swears himself to her. It’s literally already a Disney princess story.
Unfortunately, though, when Disney tried to turn it into an animated feature in 1992, it lost an agreement that would allow it to do so. The project landed in the hands of former Disney animator Richard Rich, who made the story into a movie called The Swan Princess for New Line Cinema. Imagine, though, how much better it would have fared as a Disney film.