Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное. Эстетика, вопреки сложившемуся мнению, занимается не только красотой. Изучение того, что кажется красивым, а что — уродливым и жутким, тоже задача эстетики. Некоторые авторы полагали, что безобразное — просто отсутствие красоты, другие придерживались мнения, что отталкивающее имеет собственный эстетический потенциал. Чтобы убедиться в завораживающей силе отталкивающих образов в искусстве, достаточно взглянуть на полотна Иеронима Босха, работы немецких экспрессионистов или некоторые примеры современного перформанса.
- Возвышенное и низменное. Если красота и масштаб идеи, чей-то героизм или снимок космоса вызвают у вас замирание сердца — это определённо переживание возвышенного. Согласно Канту, возвышенное прекрасное бывает «математическим» (например, восхищение величием египетских пирамид или огромными горами) и «динамическим» (море, бушующее на глазах у зрителя, и другие проявления неукротимой силы). Низменное, напротив, имеет негативную ценность и ассоциируется со скверным и недостойным.
- Трагическое и комическое. Впервые теория драмы была сформулирована Аристотелем в «Поэтике». Трагическое предполагает наличие конфликта, выходом из которого служат гибель, жертва или несчастье. Тогда как в комическом противоречие снимается через смех. Чувство облегчения после того, как хорошо посмеёшься над своими проблемами — это, с точки зрения эстетической теории, катарсическое освобождение.
Кстати, эстетическое переживание можно иногда ощутить физически — по телу проходит дрожь, а волоски на руках поднимаются дыбом. Это ощущение называют «фриссон». Вызывать его может как музыка Вагнера, так и, например, сцена из фильма, в которой Человек-паук останавливает поезд.
Как научиться видеть красоту людей?
Ещё по этой теме
Книги об искусстве в свободном доступе
Телесность стала сегодня важным предметом художественного и социокультурного осмысления. Что может лучше отражать субъективность, чем наше собственное тело? Ведь именно благодаря ему происходит чувственное восприятие. Изображения тела говорят о том, какой виделась роль человека в мире в ту или иную эпоху, и какими были стандарты прекрасного. А они менялись с каждым столетием и десятилетием.
В коллекциях музеев и в альбомах по искусству встречаются фигуры всех форм и размеров, разные формы лиц, причудливые причёски и костюмы.
Такой визуальный опыт пригодится не только «для общего развития», но и для того, чтобы новыми глазами взглянуть на себя и окружающих. Изучение эволюции взглядов на телесность помогает понять, насколько многообразна красота, поставляет материал для умных комплиментов другим людям и способствует избавлению от комплексов.
Как правильно созерцать обыденное?
Ещё по этой теме
5 научных теорий и фактов, которые сложно принять
Согласно теории вчувствования Теодора Липпса, эстетического как объективного свойства вещей не существует. Ощущение одухотворённости природы возникает за счёт того, что зритель проецирует на созерцаемые формы собственные чувства. Так в романах возникают фразы вроде «радостный солнечный день» или «грустный осенний дождь». С точки зрения современных учёных, которые заинтересовались проблемами восприятия, даже формулировки физических законов зависят от наших представлений о симметрии и гармонии, которые сформированы органами чувств. Так что парадоксальное суждение Оскара Уайльда о том, что «жизнь имитирует искусство», верно с точки зрения антропного принципа.
Так или иначе, эстетическое воспитание — это не только хождение по музеям, но и развитие умения вглядываться в окружающий мир. Тем более, что граница между искусством и не-искусством определяется сегодня не качествами произведения, а контекстом. Красоту можно найти и в индустриальном пейзаже, и в разводах бензина на асфальте.
Только субъект решает, намерен ли он просто стоять на остановке, или же получать эстетическое впечатление.
Это хорошо понимали японские теоретики прекрасного, которые уделяли большое внимание наблюдению как полноценному эстетическому акту. Если западный человек стремится к активному преобразованию природы, то восточный зритель склонен растворяться в тихом созерцании. Японские поэты сформулировали множество понятий, аналогов которым нет в западной науке о прекрасном — например, югэн или сибуми
Изучив их подробнее, можно найти описания для тонких оттенков переживаний.
Своеобразие эстетизма
У каждого человека своё понимание о красоте
Каноны красоты появляются в восприятии индивидуума к 5 годам. На их формирование влияют воспитание, индивидуальные особенности личности, окружающее общество.
Большинство людей в течение всей жизни не меняют устоявшиеся понятия. Эстетов от большинства отличает способность самостоятельно формировать свои взгляды и каноны красоты. И делают они это не до 5 лет, а всю свою жизнь.
Все великие люди в мире искусства были эстетами. Более того, именно они сформировали культуру, в которой мы живём. Быть эстетом, значит, выделяться из серой массы.
Каким бывает эстет
Благодаря эстетам, мир моды столь широк и разнообразен
Исходя их вышесказанного, можно сложить точный портрет того, кого называют эстетичный:
- тяга к красоте;
- склонность к творчеству;
- утончённое мировосприятие;
- образованность;
- чувственность;
- наличие хорошего вкуса.
Качество жизни людей описываемого типа выше среднего уровня, так как всему перечисленному сопутствует наличие достаточно высокого социального статуса. Ценители прекрасного чаще встречаются в среде обеспеченных людей. Они не кичатся своим положением и богатством, не позволяют себе поведение, выходящее за рамки культуры.
Если человек не является эстетом, это не означает, что у него нет возможности стать таковым. То, что недоработали образование и воспитание, можно восполнить в процессе жизни. Главное иметь желание совершенствоваться.
Можно ли развить в себе чувство прекрасного?
Научиться писать грамотнее можно, просто много читая. Литература, причём самая разная, развивает чувство языка и естественным образом позволяет запоминать новые термины, речевые обороты, способы словоупотребления и многое другое. Так и способность разбираться в искусстве приходит с опытом рассматривания картин, посещения мировых музеев и пролистывания онлайн-галерей. Книги по эстетике тоже не будут лишними (небольшой список — в конце статьи). А биографические фильмы о художниках создают ощущение эпохи, когда рождались те или иные произведения.
Кроме того, эстетическая грамотность помогает развивать воображение и эмоциональный интеллект; находить названия таким оттенкам чувств, которых вы прежде не могли сформулировать; принимать людей такими, какие они есть, больше узнавая о том, как человечество в разные эпохи понимало красоту.
История эстетики: коротко о главном
Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos — «чувственно воспринимаемое». Это означает, что категории эстетического могут распространяться на всё, что человек может воспринять с помощью органов чувств. Такого рода созерцание не утилитарно — то есть, служит не пользе, а самоценному переживанию, не привязанному к практической цели.
Проще говоря, для того, чтобы восхититься качествами объекта, не обязательно как-то его использовать, можно просто наслаждаться.
- Античность. Первые фундаментальные представления об эстетическом оформились в Древней Греции. Античные мыслители рассуждали о гармонии в природе, красоте пропорций и ценности искусства в осмыслении мира. В теорию пропорции большой вклад внесли пифагорейцы, а Аристотель и Платон сформулировали представления, которые лежат в основе классической эстетики по сей день. Тогда были заложены ключевые для теории эстетики понятия, в частности, катарсис и мимесис. Например, говоря, что полотна абстракционистов — непонятная мазня, зритель придерживается заложенного греками меметического принципа, который предполагает, что искусство обязательно должно подражать природе.
- Средние века. Средневековая европейская эстетика соединяет античный категориальный аппарат с христианскими представлениями, которые предусматривают деление мира на чувственный и сверхчувственный. Средневековые мастера не слишком интересовались перспективой и точными пропорциями в искусстве. Им важнее было показать символическую значимость вещей, а главным эстетическим переживанием были скрытые смыслы. Схожие принципы — двухмерные изображения, обратная перспектива, несколько сюжетов в одном изображении — до сих пор сохраняются в иконописи.
- Эпоха Возрождения. Во времена Ренессанса благодаря Леону Баттисте Альберти и Альбрехту Дюреру и другим авторам получило развитие учение о линейной перспективе, которая воспроизводит «обман зрения». Реконструкция взгляда смотрящего человека тесно связана с гуманизмом и антропоцентризмом Возрождения. Большим достижением стало казаться изображение мира таким, как он видится человеческому глазу. На смену безымянным мастерам Средних веков пришла целая плеяда мастеров Возрождения, многие из которых были авторами теоретических работ о понимании прекрасного.
Тридентский собор и запрет на наготу
В 1545 году по инициативе папы Павла III был созван Тридентский собор, который стал отправной точкой движения Контрреформации. В результате ряда реформ католическая церковь ввела жесткую цензуру на религиозные изображения, в том числе запрет на наготу. Это объяснялось беспокойством за моральный облик женщин (автор «Трактата о живописи» Г. Лoмаццо писал: «Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин»), однако очевидно, что основной задачей была борьба с содомией.
Жертвой новых ограничений стала гениальная фреска «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти, созданная по заказу папы римского Павла III в Сикстинской капелле. Грандиозное великолепие сплетенных обнаженных тел апостолов и мучеников, грешников и святых, мужчин и женщин возмущало многих церковников (и не только их), которые неустанно жаловались папе. Особенно отличился скандальный писатель Пьетро Аретино, сравнив «Страшный суд» с римскими банями. И хотя в священных текстах четко указано, что люди восстанут из мертвых нагими, теологи того времени выступали за то, чтобы срамные места героев фрески были прикрыты.
По требованию уже следующего папы, Павла IV, фреска всё же была подвергнута цензуре. Когда Микеланджело узнал об этом, он велел передать папе следующие слова: «Исправьте для начала сей мир, и живопись последует за вами».
Постыдную работу поручили ученику Микеланджело, художнику по имени Даниэле да Вольтерра
Скрепя сердце и с превеликой осторожностью он прикрыл тела одеждами, но это всё равно не спасло его от уничижительного прозвища Il Braghettone («штанописец»)
Микеланджело Буонарроти. «Страшный суд». 1537–1541 годы. Сикстинская капелла, Ватикан
Эстетизм в литературе
Яркое выражение эстетизм нашёл в литературе, где он является частью романтизма
Первыми литературными эстетами являются братья Гонкур, Флобер и Готье, положившие начало течению. Продолжателями направления стали Уистлер, Бердсли, Уайльд, Пейтер.
Эстетической литературе свойственны такие черты как манерность, стилизация, лёгкая ирония и изящество.
Эстетизм и эстеты – украшение нашей действительности. Каким станет общество, если каждый его индивид превратиться в эстета? Счастливым и гармоничным, созидающим и совершенствующим всё вокруг. Полной противоположностью обществу современному.
СКАЧАТЬ DjVu
ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
1. Броуновское движение (движение мелких крупинок краски, растворенной в воде) является одним из примеров теплового движения. Какие признаки его свидетельствуют об этом?
2. В теплую комнату внесли с улицы бутыль, закрытую пробкой. Через некоторое время пробка выскочила из бутыли. Почему?
3. Резиновый мяч упал с некоторой высоты. После удара о землю он подскочил вверх. Какие превращения энергии произошли при этом? Почему мяч подскочил не до того уровня, с которого он упал?
4. Почему при обработке детали напильником деталь и напильник нагреваются?
5. Почему ватные пальто и меховые
шапки предохраняют тело человека и от мороза, и от сильной жары? При какой примерно температуре имеет смысл надевать такую одежду в жару?
6. Почему вспаханное поле сильнее нагревается солнечным излучением, чем зеленый луг? Как перемещаются конвекционные потоки воздуха на границе этих участков земли?
7. Почему лицо человека, сидящего перед открытой топящейся печью, сразу ощущает прохладу, если закрыть дверцу печки?
8. Вычислите (устно) количество теплоты, необходимое для нагревания на 1°С воды, масса которой 3; 4 и 10 кг.
9. Какое количество теплоты необходимо для нагревания от 20 до 1120°С стальной детали массой 30 кг?
10. В ведро налито 5 л воды, температура которой 9°С. Сколько кипятку нужно долить в ведро, чтобы температура воды стала 30°С?
11. Грелку обычно наполняют горячей водой, но можно наполнить ее и другой горячей жидкостью или горячим песком. Укажите причины, по которым вода в этом случае лучше всего отвечает назначению грелки. Какую из причин вы считаете главной?
12. В алюминиевой кастрюле, имеющей массу 400 г, находится 2 л воды при температуре 20°С. Какое количество теплоты необходимо для нагревания воды в кастрюле до 100°С?
13. Металлический цилиндр массой 200 г нагрели в кипящей воде до 100 °С и затем опустили в воду массой 400 г, имеющую температуру 22 °С. Через некоторое время температура воды и цилиндра стала равной 25 °С. Какова удельная теплоемкость металла, из которого изготовлен цилиндр? (Потери теплоты не учитывать. Как бы изменился результат, если бы потери были учтены?)
14. Во время работы стальное сверло нагрелось на 100 °С. Какое количество теплоты отдало сверло при охлаждении до прежней температуры, если масса сверла равна 90 г? За счет чего увеличивалась, а затем уменьшалась внутренняя энергия сверла?
15. При обработке стальной детали на шлифовальном станке была совершена механическая работа, равная 575 кДж. 40% этой работы пошло на нагревание детали, масса которой 10 кг. На сколько градусов нагрелась деталь?
16. Пользуясь таблицей, в которой дана теплота сгорания различных видов топлива, подсчитайте (устно), какое количество теплоты выделится при сгорании: а) 2 кг дров, б) 1,5 кг древесного угля, в) 1 т антрацита и г) 500 г бензина.
17. Для нагревания воды в баке нужно затратить 4,2 107 Дж энергии. Сколько для этой цели нужно сжечь: а) древесного угля, б) природного газа, в) керосина?
18. Какое количество теплоты нужно
затратить, чтобы превратить 2 кг льда, взятого при температуре 0°С, в воду температурой 40°С?
19. Какое количество теплоты потребуется для расплавления: а) бруска олова массой 2 кг, температура которого 12°С; б) кусочка льда массой 50 г, имеющего температуру — 10°С?
20. Почему после дождя становится немного прохладнее?
21. Почему в прорезиненной одежде труднее переносить жару, чем в обычной?
22. Температура куска льда массой 200 г равна 0°С. Какое количество теплоты нужно затратить, чтобы лед расплавить, а полученную воду нагреть до кипения?
23. Водяной пар, температура которого 100 °С, конденсируется, и образовавшаяся из него вода остывает до 0°С. Какое количество теплоты выделяется при этом? Масса пара 1 кг.
24. Почему цилиндр двигателя внутреннего сгорания требует во время работы охлаждения, а цилиндр, в который помещают паровую турбину, нет?
25. Тепловоз ТЭ-3 в течение 1 ч производит работу 8 000 000 кДж. За это время он расходует дизельное топливо массой 800 кг, теплота сгорания которого равна Определите КПД двигателя тепловоза.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
26. На рисунке 174, а изображен самый простой самодельный электроскоп, на рисунке 174, б — более совершенный. Изготовьте электроскоп, используя стеклянную банку Б, металлический стержень С, изогнутый на конце, тонкую полоску металлической фольги П, пластмассовую крышку К (для второго электроскопа). Испытайте действие электроскопа при помощи наэлектризованного тела. Какие опыты вы можете показать, используя электроскоп?
27. Рассмотрите схему строения атома лития (рис. 40). Почему, несмотря на то что его ядро имеет электрический заряд, атом в целом нейтрален?
Философия эстетизма
Мы решаем, что красиво, а что безобразно
Эстетика как философское понятие была сформирована в конце XIX начале XX веков. Однако, как данность она существовала ещё с тех пор, когда человек осознал себя в этом мире.
В основе философии лежит дилемма между тем, что красиво и тем, что безобразно. Оказывается, всё в этом мире нейтрально. Наши чувства наделяют предметы, действия, поступки и т. д. определёнными чертами. Так появляются понятия «хорошо» и «плохо», «культурно» и «некультурно», «достойно» и «недостойно».
Понятие «эстет» появилось благодаря философам. Они выделили определённый человеческий психотип и присвоили ему название.