Философско-эстетическая природа киноискусства

Философско-эстетическая природа киноискусства | статья в журнале «молодой ученый»

Утрирование. Игра актера

Если нет голоса, то как донести зрителю весь тот смысл, что был вложен в сценарий? Конечно же игрой актера! Понятно, что были введены интертитры, но их не хватало для выражения всей сути происходящего, да и переизбытка нужно было как-то избежать.

Именно для этого актёры прибегали к методу утрирования (преувеличения) своих действий. Самым главным их оружием являлись пантомима, выраженная широкими жестами и чересчур активной мимикой лица. Тут, дабы выразить любовь, мало было искреннего взгляда и интертитра « я люблю тебя», актеры публично вздыхали, пугливо суетясь, прятали взгляд и падали в обморок для подчеркивания искренности сего чувства. Нужно было уметь доступно и просто преподнести страх, ненависть или злобу без всяких там душераздирающих криков, а созданием собственного образа.

Вернусь к «Носферату». Макс Шрек, исполнивший роль знаменитого вампира, дабы придать своему образу больше ужаса ни разу не моргнул в кадре, что создало впечатление застывшего каменного лица и, конечно, придало новый окрас персонажу. А что насчет Чарли Чаплина? Кто не знает его походки с тросточкой и образа такого себе интеллигентного бродяжки? А Ллойд Гарольд и трюк на стрелках часов? Действительно великие люди с заслуженным театральным признанием и неповторимой актерской игрой.

Съемка и грим

Со съемками, конечно, дела обстояли очень туго. Черно-белая пленка, знаете ли, дело тонкое и очень проблематичное. Так, например, чтобы создать эффект ночи применяли негатив, покрывая передний план белым полотном для сознания черных цветов на черно-белом фоне.

Настоящим искусством съемки можно считать фильм «Метрополис» 27 года. Для изображения зданий и технических машин будущего было построено огромное количество миниатюрных моделей, для съемки передвижения машин по подвесной автомагистрали ассистентам приходилось вручную двигать каждую миниатюрную модель. А какую масштабность имел этот фильм! В массовой сцене принимали участие приблизительно 30 тысяч человек, 1000 из которых согласилась обрить голову для трехминутной сцены. Вот это я понимаю, творческий подход. С гримом, кстати, дела обстояли не менее серьезно и, вспоминая качества тогдашней пленки, это оправдано. Хорошо выбритые, выбеленные лица создавали контраст и придавали лицу хоть какие-то значимые черты. Если вы смыслите в театре, то наверняка знаете, что актерам при гримировании всегда наводят черным карандашом глаза для большей выразительности. В немом кино использовался тот же прием, только вот глаза не просто подводили карандашиком, а в буквальном смысле слова делали их чернющими, а светлоглазым людям часто не давали роли из-за того, что пленка не улавливала контраст, и делала зрачки незаметными.

Вот такие огромные отличия имело немое кино от современных, привычных для нас, фильмов. Конечно, с появлением звука, кинематограф значительно увеличил свою аудиторию, поднял планку и сделал фильм настоящим искусством не только с музыкой и актерами, а и со спецэффектами, безупречной графикой и, местами, действительно гениальным сюжетом. Но, согласитесь, немое кино однозначно стоит того, чтоб одним скучным вечером сделать перерыв, включив веселого Чарли Чаплина или ужасного Носферату, окунуться в черно-белую эстетику и атмосферу прошлого века, когда кинематограф был великим искусством с веселым сюжетом, атмосферной музыкой и, конечно, великими актерами ушедшего века.

Левиза Никулина

«Эльвира: Повелительница тьмы» (1988)

Elvira: Mistress of the Dark

Ведущая телепрограммы о фильмах ужасов Эльвира (Кассандра Петерсон) после смерти тети, о существовании которой она даже не знала, получает по наследству дом в захолустном городке, белого пуделя и старинную книгу рецептов. Поселившись в своей новой собственности, Эльвира понимает, что с ее свободными нравами в консервативной провинции ей будет непросто, — и заручается поддержкой местной молодежи, которая и мечтать не могла подружиться с роковой телезвездой. Вот только Эльвира на самом деле потомственная колдунья, а завещанная ей книга содержит рецепты не пирогов и супов, а зелий и магических снадобий, и другой родственник умершей, дядя Винсент, мечтает эту книгу заполучить.

В первую очередь стоит сказать, что Эльвира — это культовый персонаж американского телевидения. В 1980-х она, вернее Кассандра Петерсон в образе Эльвиры, вела еженедельную передачу. В рамках шоу показывали знаменитые хорроры (обычно категории B) начиная от «Нападения помидоров-убийц» и заканчивая «Подглядывающим», а Эльвира их представляла и комментировала. За пять лет существования программы популярность ведущей взлетела: она стала частым гостем других телешоу, ее снимали в рекламе, приглашали на светские мероприятия. На волне такого успеха производство полнометражного фильма о самой Эльвире было лишь вопросом времени.

«Барбарелла» (1968)

Barbarella

Далекое будущее. Космическая путешественница Барбарелла (Джейн Фонда) получает от президента Земли специальное задание — найти и обезвредить ученого по имени Дюран Дюран (знаменитая британская музыкальная группа взяла свое название именно отсюда). Его новое изобретение — позитронный луч — угрожает безопасности всей Вселенной, которая много веков не знала ни войн, ни конфликтов. Приняв эту ответственную миссию, Барбарелла отправляется в полное опасностей приключение, за время которого будет похищена племенем диких инопланетных детей, займется любовью со слепым ангелом и будет едва не заклевана насмерть стаей попугаев.

В середине 1960-х Барбареллу знали как главную героиню одноименной серии полуэротических комиксов французского художника Жан-Клода Фореста. Она выходила с 1962 по 1964 год и довольно быстро обрела международную популярность. Эмансипированные девушки и легкомысленные молодые люди массово скупали последние выпуски «Барбареллы» и зачитывались ими втайне от родителей. Но космические приключения героини ожидаемо мало интересовали читателей серии: сексуальный подтекст и вызывающие изображения — вот ради чего они первыми бежали в газетный киоск или книжный магазин после завоза нового тиража.

Серия бросила вызов общественной морали и сформировала вокруг себя культ почитателей, благодаря которым стало возможным создание дорогостоящей экранизации. Тем не менее популярность первоисточника не убедила приглашенных на роль Барбареллы актрис согласиться на участие в проекте. Шокирующая для кинематографа конца 1960-х откровенность будущего фильма испугала и Софи Лорен, и Брижит Бардо. Они не были готовы полностью раздеться в фантастическом блокбастере, который увидит весь мир, — и роль перешла Джейн Фонде.

История кэмпа

Впервые понятие «кэмп» появилось во Франции в эпоху правления Людовика XIV (1638–1715) и означало некую театральность, «маскарадность» и смену образов. Впоследствии, уже в викторианской Англии (1837–1901), кэмп стал ассоциироваться с квир-культурой, а точнее с так называемым кросс-дрессингом, то есть преображением женщины в мужчину и наоборот с помощью одежды и макияжа. Этому во многом способствовало широкое освещение ареста Эрнеста Бултона и Фредерика Парка, пары знаменитых лондонских трансвеститов, регулярно появлявшихся на публике в женских нарядах. В 1870 году им было предъявлено обвинение в содомии, предполагавшее срок вплоть до пожизненного, однако за неимением доказательств суд освободил их от наказания.

Фредерик Парк и Эрнест Бултон в образах Фанни и Стеллы соответственно, 1869 год. Источник

Еще одной важной фигурой в истории формирования кэмпа как философии жизни и особого визуального кода был всем известный писатель Оскар Уайльд (1854–1900). Приверженец эстетизма, он ставил красоту и визуальное совершенство превыше содержания

К примеру, он не мог позволить себе выйти в свет в обычном костюме или с простой прической: модные наряды, трости, духи и дорогая обувь были неотъемлемыми частями его образа.

«Дорогая мамочка» (1981)

Mommie Dearest

«Дорогая мамочка» — единственный в этой подборке байопик. Фильм основан на одноименной книге Кристины Кроуфорд и рассказывает о ее матери Джоан, знаменитой актрисе, которая в 1930-е годы соперничала с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих. Оскароносная Джоан Кроуфорд, однако, была знаменита не только своими ролями: ее описывали как тщеславную и жестокую женщину, не гнушавшуюся избиением своих приемных детей, алкоголем и многочисленными связями с мужчинами.

В «Дорогой мамочке» показана практически вся жизнь актрисы (Фэй Данауэй), начиная с удочерения первого ребенка, Кристины, и заканчивая смертью. Вот только представлено всё это в гротескном виде, из-за чего даже самые драматичные сцены невозможно смотреть без улыбки. Как писала Сьюзен Зонтаг, «кэмп — это искусство, которое ставит своей целью быть полностью серьезным, но не может быть воспринято как серьезное всеми, потому что оно всегда слишком».

«Розовые фламинго» (1972)

Pink Flamingos

Американская глубинка. Эксцентричная Бэбс Джонсон (знаменитая роль дрэг-квин Дивайн) оказывается на пике популярности: газеты и листовки разносят по всему городу весть о том, что она теперь — «самая отвратительная персона на свете». И хотя для Бэбс это лучший подарок, ее злостные конкуренты — пара похитителей женщин и торговцев детьми — приходят в ярость. Чета Марбл давно претендует на этот престижный титул, а теперь они готовы пойти на любой шаг, чтобы переиграть Бэбс и занять первое место в иерархии самых отвратительных людей планеты.

Даже сегодня, спустя 50 лет после премьеры, комедия «Розовые фламинго» остается одним из самых шокирующих фильмов всех времен. По количеству сцен, изображающих каннибализм, эксгибиционизм, копрофагию, инцест, онанизм, оральный секс и другие традиционно неэкранные перверсии и действия, «Розовым фламинго», кажется, нет равных.

Музыка

Музыкальная часть немого кино – своеобразное искусство «Silent Movie», создаваемое «живым» путем прямо при съемке фильма (пианино/театральный орган стояли сбоку экрана). Если сейчас музыкальное сопровождение – сугубо прихоть режиссёра, то в данном жанре оно служило неотъемлемой частью целого.

Чтобы не ходить далеко, приведу вам пример фильм «Носферату» 22 года. Если вы заядлый любитель фильмов ужасов и не видели этот шедевр – стыд и срам вам, ибо по сравнению с ним все новинки 2015 года – детский лепет. Нет, в нем нет рек крови, скримеров или чего-то типично подобного. В нем есть сюжет, игра, а главное, атмосфернейшая музыка, которая в поздний час ночи просто заставляет вздрагивать от сковывающих цепей страха. Сложно себе представить, но фильм полностью держится именно на музыкальном сопровождении, ведь нет ничего главнее в хоррорах, чем атмосферность. В «Носферату» её через край. И не сценой гробов или видом самого вампира она создана, а именно мрачнейшими, холодными закадровыми нотами. Собственно, поэтому музыка немых фильмов – отдельный вид искусства, стоящий огромного внимания.

«Улика» (1985)

Clue

Шесть незнакомых друг с другом людей прибывают в старинный особняк на званый ужин. Их встречает таинственный дворецкий мистер Вордсворт (Тим Карри), а также мистер Бодди, хозяин дома, чьим именем были подписаны разосланные гостям приглашения. По законам жанра после ужина в гостиной выключается свет, раздается выстрел — и мистер Бодди падает замертво. Кто же его убил, ведь мотив мог быть у каждого?

«Улика» (на российском телевидении чаще транслировался под названием «Разгадка») — комедийный «герметичный детектив», продолжающий традиции культовых произведений Агаты Кристи, действие которых происходит в одном месте. Фильм основан на популярной в 1980-х годах настольной игре Cluedo, где игрокам необходимо было разгадать, кто, как и чем убил хозяина дома.

«Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975)

The Rocky Horror Picture Show

Застряв на трассе в сломанной машине, молодая пара, Брэд и Джанет (Сьюзен Сарандон), ищет пристанища в готическом особняке. Их встречает пугающе чудаковатый ученый-трансвестит доктор Фрэнк (еще одна выдающаяся роль Тима Карри), который долгие годы работал над созданием человека с помощью науки. Незадолго до прибытия гостей он раскрыл секрет жизни и теперь собирается сотворить себе безвольного сексуального раба. Но что в замке делает бывший профессор Брэда доктор Скотт, чья специализация — НЛО, и как расправится с непрошеными гостями сумасшедший ученый?

«Шоу ужасов Рокки Хоррора» — кино по-настоящему легендарное. Вышедший на волне сексуальной революции в США, фильм стал знаменем либерально настроенной общественности и внес огромный вклад в борьбу за права ЛГБТ-сообщества. По этому поводу исследователь Амелия Кинсингер пишет:

Но было бы преуменьшением сказать, что «Шоу ужасов» — это фильм исключительно для «других», для маргиналов и аутсайдеров, для тех, кто не вписывается в установленные традициями и религией рамки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский сад Всезнайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: