Период Муромати: цветение кимоно
Хотя первые сёгуны Камакура были сильны, они не могли сохранять свою силу вечно. Уловка, направленная на то, чтобы ослабить имперский двор, разделив его на Северный и Южный, имела неприятные последствия и привела к временному восстановлению власти Императора, известному как Реставрация Кемму. Но этот перерыв во власти сёгуна был временным — кланы, поддерживавшие восстание Императора, не совсем верны Императору, поскольку они были врагами Сёгуна, и однажды Император попытался захватить власть. Отказавшись от власти самураев и вернув Японию к конфуцианскому порядку, клан Асикага, их союзники и армии повернулись, поддерживая нового Императора, который, в свою очередь, предоставит Асикаге пост сёгуната.
Сёгунат Асикага был глубоко втянут в конфликт между Северным и Южным дворами и основал свою столицу в Муромати, недалеко от Киото, где они могли внимательно следить за конфликтом и защищать свои интересы. Эта близость к Императорскому двору позволила маятнику моды вернуться к куртуазному богатству, при этом все еще отражая неаристократический стиль одежды, потому что рост сёгуната Асикага был возможен в значительной степени благодаря усилиям менее могущественных самураев и они собрали легионы пехотинцев. Таким образом, более богато украшенные версии хитатарэ и ансамбль из двух частей без рукавов, называемый катагину. стали центральным элементом мужской моды периода Муромати. Тем не менее, практичность по-прежнему была названием игры для мужской одежды, поскольку доминирующей темой периода Муромати была гражданская война — правление слабых сёгунов Асикага значительно омрачено периодом Сэнгоку и его системой чрезвычайно мощных, вечных столкновение с Даймё.
Женщины раз и навсегда отказались от слоев с широкими рукавами в стиле Хэйан, надев только белый косодэ . Теперь, когда косодэ официально был верхней одеждой, он начал приобретать цвета и узоры. Женщины периода Муромати также изобрели новые способы ношения своих косодэ . Особенно важны два новых режима: стили кацугу и учикаке . Стиль кацугу — это косодэ, предназначенный для ношения на голове, как вуаль, в то время как режим учикаке — это возврат к традиции дополнительных слоев для увеличения формальности, и поэтому он был популярен среди высокопоставленных женщин класса самураев.. Кацугу будут носить на протяжении веков, прежде чем в конечном итоге исчезнут , в то время как учикаке все еще носят в наше время, но встречаются только в свадебных ансамблях.
Однако самым большим изменением в женской моде в период Муромати стал отказ от хакама для женщин. Женщины из низшего сословия не носили хакама высшего класса, вместо этого носили фартуки или полу-юбки, чтобы закрепить свои косодэ на месте. Женщинам из высшего сословия, конечно, не нужен был фартук, но отсутствие завязок на талии хакама означало, что женщинам нужно было найти решение, чтобы держать свои косодэ закрытыми. Ответ был найден в узком украшенном поясе — оби .
На данный момент можно подумать, что косоде периода Муромати превратилось в современное кимоно, но в структурном отношении ему еще предстоит много доработки.
Портрет Тоётоми Хидэёси в мантии агэкуби высшей императорской церемонии. Официальный титул Хидэёси был «Регент королевства» (примерно эквивалент премьер-министра).
Wikimedia Commons
Портрет Токугава Иэясу, первого сёгуна Токугава. Его бакуфу будет удерживать истинную власть в Японии в течение 250 лет.
Wikimedia Commons
Преданность — не добродетель
После того как время относительно спокойного правления Асикага ушло в прошлое, Японию вновь сотрясла гражданская война, длившаяся почти столетие. В этот сложный для страны период каких-то масштабных литературных произведений, описывающих образ самурая, не создавалось, зато появились домашние законы и предписания отдельных семей и княжеств, в которых были собраны соображения о том, как нужно жить, практические рекомендации, цитаты из различных конфуцианских и буддистских текстов.
Поскольку самурай был лишен возможности проявить чувственную любовь к своему сюзерену, как он мог бы это сделать по отношению к своей возлюбленной, следовало жертвовать ради господина своей жизнью, достатком и интересами
В период гражданской войны в мировоззрении самурая начинает доминировать прагматичность, а главной доблестью становится умение побеждать, причем совершенно неважно, какой ценой. Если победа достигается при помощи предательства и подлости — это хорошо
Один из наиболее успешных полководцев данного периода писал в своих наставлениях: «Не важно, как будут называть самурая, тигром или собакой, важно, чтобы самурай побеждал». Поскольку верность своему сюзерену перестала быть наивысшей добродетелью, данное обстоятельство послужило поводом выработать четкие предписания о том, как хорошо править и как хорошо служить (до этого вопрос о различиях высших и низших рангов мало интересовал самураев).
Господин отныне должен был быть внимательным к потребностям своего вассала, для того чтобы его не предали в самый ответственный момент. «Застраховать» верность своего вассала можно было, например, награждая его землей после каждого успешного похода, или удерживая его семью в заложниках. Возникновение диалогического социально-экономического пространства между вассалом и господином, между крестьянином, на чьих полях велись сражения, и самураями привело последних к мысли о необходимости учиться балансировать между миром и войной. Отныне «искусство войны должно быть правой рукой самурая, а искусство мира — левой». Самурай начинает учиться быть не только воином, но и образованным администратором. И поскольку в Японии того периода единственной наукой управления было конфуцианство, то «искусством мира» для самурая становится изучение конфуцианских текстов. К XVII веку это привело к семантическому изменению иероглифа, обозначающего слово «самурай». Вместо «дзи» — слуга, подчиненный, в обиход вошел иероглиф «си», обозначающий не только воина, но скорее администратора, человека на службе, в первую очередь — у государства.
Бонусный этап разблокирован! Но театр
Одна из причин, по которой мы так много знаем об одежде эпохи Муромати, когда так много ее было наверняка уничтожено в результате осад и войн, — это драма Но. Классические драмы Но приобрели известность в период Муромати, а изысканные костюмы отражали одежду того времени. В пьесах часто изображены сцены из «Повести о Хэйкэ», что неудивительно, учитывая, что форма развивалась в период потрясений и войн, а также «Повести о Гэндзи» — что тоже неудивительно, учитывая возвращение к придворному богатству в раннем Период Муромати.
Многие костюмы и маски Но являются оригинальными для того периода и передаются из поколения в поколение в рамках определенной профессиональной труппы театра Но. Костюмы сделаны из толстой богатой парчи (часто уникальной для определенных персонажей в конкретных пьесах) и имеют структурные отличия, которые отличают их от других традиционных японских театральных костюмов, что делает их легко узнаваемыми. Из этих костюмов мы знаем, что кимоно периода Муромати имело более широкие панели тела и более узкие рукава, которые опускались ниже на руку, чем современные кимоно и кимоно, предшествующие кимоно периода Муромати. Мы также знаем, что рукава кимоно часто пришивались непосредственно к телу кимоно — традиция, которая со временем должна была исчезнуть по мере дальнейшего развития моды.
«Дело тонкое»: НИУ ВШЭ продолжит «образовательное паломничество» в страны Востока
В российском обществе растет интерес к Востоку. С этим макрорегионом, включающим в себя Азию и Северную Африку, связаны экономические, социальные, политические и культурные ожидания. В российских вузах прогнозируется рост спроса на образовательные программы и компетенции, связанные с востоковедением. Что уже сделано и делается сегодня в Высшей школе экономики для ответа на эти вызовы, рассказывает проректор Сергей Рощин и руководители университетских подразделений, в которых представлена восточная тематика.
Образованиеидеи и опытбакалавриатмагистратуравостоковедение
Национальное достояние
Самурайский режим пал по многим причинам, отчасти по внутренним противоречиям и невозможности в рамках кодекса реализовать собственные идеалы. К концу XIX столетия Япония благодаря самураям вернула себе императорскую власть и открылась западным идеалам. Стремясь во всем подражать европейским «друзьям», японское общество начало стыдливо отвергать самурайскую идеологию как признак отсталости и надоевшего консерватизма. Однако, так и не сумев стать для Западного мира равноправным партнером, быстро вернулось к поиску своей собственной национальной уникальности.
В 1914 году Инадзо Нитобэ пишет на английском языке знаменитый трактат «Бусидо. Душа Японии», в котором формулирует во многом идеализированное представление о роли самураев в японской культуре. Он пишет о том, что в японской национальной культуре нет ни одного феномена, на который не повлиял бы образ самурая, и все лучшее, что есть в японской нации, воплощено в идеалах кодекса Бусидо. В эпоху Японской империи верность самурая своему господину уравнивается с преданностью японца своему императору. Из культурной и сословной идеологии образ самурая трансформировался в инструмент государственного контроля.
Даже в послевоенной Японии ренессанс национального самосознания и культуры начинается с реабилитацией самурайских идеалов. Заметную роль в конструировании нового идеала самурая в XX в. сыграл Юкио Мисима. Будучи в детстве хилым и болезненным мальчиком, тяжело переживавшим момент трусливого бегства от единственного в его биографии соприкосновения с войной, писатель смог воплотить в жизнь идеальный образ самурая. В 1970 году он предпринял неудачную попытку поднять военный мятеж. Как настоящий японский герой Мисима, проиграв сражение, совершил самоубийство по всем канонам самурайской культуры
В поступке Мисимы японцы увидели пример подлинной жизни, национальной гордости и героизма, а западные исследователи вновь обратили внимание на еще далеко не разгаданную японскую традиционную культуру
«Благодаря самурайской культуре в Японии появилось представление о самих себе. Сегодня, когда японец хочет почувствовать себя успешным, он прибегает к воплощению образа самурая. Японский менеджмент не является продолжением управленческих идей военных домов средневековой Японии — это во многом миф, японская корпорация вовсе не зеркальное отражение военного клана, но идя на работу в скучный офис и приколов на лацкан пиджака значок с эмблемой компании, японец ощущает себя доблестным и бесстрашным самураем», — заключил Максим Гамалей.
Легендарные женщины-самураи
История сохранила несколько имён женщин-воинов. Одна из них — Ходзё Масако. Она родилась в семье крупного феодала в 1156 году. Время было неспокойным, и отец воспитал Масако как самурая. Девушка выезжала на охоту с мужчинами и каждый день совершенствовала свои боевые навыки. В сохранившихся источниках Ходзё описывается как воин исключительной храбрости. Её женихом стал основатель сёгуната Камакура. Правитель вёл беспрерывные войны, и после смерти супруга Ходзё взяла на себя управление его землями. Она добилась передачи титула сиккэна (регента) своему племяннику.
Японская девушка-воин. (pinterest.ru)
Одной из самых известных воительниц в японском фольклоре стала Томоэ Годзэн. Девушка была не только красавицей, но и опытной лучницей. Она родилась в 1157 году, а в 1180-м в стране началась гражданская война. По одной из версий, Годзэн погибла на поле боя вместе с мужем. По другой, оставшиеся в живых воины приказали ей бежать, так как смерть рядом с женщиной противоречила самурайскому кодексу. Третья версия рассказывает о том, что Годзэн стала монахиней.
Ещё одна легендарная «онна-бугэйся» — Едогими. Она совершила самоубийство после того, как потерпела поражение в битве.
Женщина-воин оттачивает мастерство. (pinterest.ru)
Со временем женщины прекратили сражаться вместе с мужчинами. С завершением междоусобиц князья не нуждались в больших отрядах самураев. Девушек это касалось в первую очередь, их участие требовалось дома, в большом хозяйстве. Последней в ряду известных воительниц стала Накано Такэко. Она родилась около 1847 года в семье влиятельного чиновника. Известно, что Накано получила хорошее образование. Способная девушка стала инструктором боевых искусств. В 1868-м началась «Война года Дракона», и Накано предложила самураям свои услуги. Её отряду запретили воевать в качестве официального армейского подразделения. Несмотря на это, девушка участвовала в боевых действиях. В ходе одного из сражений «Женский отряд» был разбит императорскими войсками. Накано была тяжело ранена и попросила сестру убить её и захоронить, чтобы тело не досталось врагу.
Первые признаки элитарности
Первой подлинно самурайской военной повестью принято считать «Повесть о великом мире» (1318-1367 гг.), в которой рассказывается об установлении сегуната Асикага и начале войны между северным и южным военными домами. Если предыдущие тексты о самураях отражали буддистское мировоззрение аристократии, с ужасом наблюдавшей, как «восточные варвары» рушат утонченный мир императорского дворца, и, по сути, любая неудача героя объяснялась законом кармы), то в «Повести о великом мире» начинает доминировать учение Конфуция.
Во главу угла встают идеи служения, чести и верности долгу, впервые звучит мысль, что данные добродетели — признак элитарного сословия. Только самурай мог понять, что такое мужество, храбрость и самоотверженность, другие сословия, в силу своего низкого происхождения, априори лишены данных качеств. Воплощением образа героя эпохи становится полководец Кусуноки Масасигэ, который выступал на стороне проигравшего Южного двора. Он впервые провозгласил идею о необходимости служения государству и обществу и стал первым самураем в истории самурайской культуры, служившим не по принципу экономических связей, а императору. Впоследствии это превратило Масасигэ в одного из основных героев имперской идеологии Японии XX столетия.
Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо
Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.
После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.
Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.
Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века
Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.
Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.
Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением
В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).
С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.
Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава
Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.
Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.
Самурай XVII века: статуэтка
О самурайской готовности к смерти.
Культ самурая получил широкое распространение за пределами Японии после Второй Мировой Войны. Американцы были поражены тем, как легко японцы шли на смерть и растиражировали романтический образ самурая, без сомнений отдающего свою жизнь в бою, по всему миру. Камикадзе, воплощение самурайского духа, стали таким же символом Японии, как сакура и суши, а в таких культовых фильмах, как «Последний самурай» или «Сегун» европейцы стремятся и считают за честь стать «настоящими самураями».
Как много раз сказано в различных источниках, жизнь настоящего самурая с детства состояла в подготовке к моменту, когда он сможет отдать жизнь за господина: «Самурай — это человек, которому предписано служить и понимать, что он отдает свою единственную жизнь за своего господина». Пожалуй, можно даже говорить не просто о готовности к смерти, а о культе смерти в самурайской культуре «Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги — что он должен умереть. Вот его главное дело».
Во Второй Мировой Войне, японцы, как истинные наследники самураев, жертвовали собой очень охотно, тараня самолетами американские корабли, бросаясь с гранатами под танки, а то и просто устраивая массовые самоубийства, чтобы не сдаваться в плен. Но давайте опять-таки посмотрим на ситуацию не со стороны, а изнутри. Готовы? Вы – японский пилот смертник. Под вами жесткое сиденье самолета, справа слева покачивает крыльями ваш торпедоносец Накадзима, сбоку мешается неуместный в кабине пилота меч самурая, на рукаве белая повязка с красным кругом – символ страны Восходящего Солнца, а внизу, вдалеке палуба американского авианосца. И вы, как истинный самурай, беретесь твердой рукой за штурвал самолета и бросаете его в последнее пике, жертвуя своей жизнью ради победы родной страны. Вовремя задать вопрос: а что с вами будет после того, как ваш самолет взорвется на палубе авианосца? Умрете? А вот не надо переносить свои понятия на чужую культуру.
Для европейца или русского смерть это конец пути в этом мире. Верующие верят, что идут к Богу, атеисты верят, что за гранью жизни просто ничего нет, но смерть подводит окончательную и бесповоротную черту под жизнью человека. Но японцы считают, что после смерти человека ждет новое перерождение. Поэтому смерть для японца это не конец, а дверь в новую, часто более счастливую, жизнь. Так в Японии, если влюбленные по какой-то причине не могли быть вместе, они совершали парное самоубийство «синдзю», с твердой уверенностью в том, что в следующем перерождении все будет иначе. Так что, если вы смертник-камикадзе, то после смерти вас ждет возвращение в этот мир
Не важно, перерождались японцы или нет, но они в это верили. А где может возродиться благородный самурай, отдавший жизнь за Отечество? Однозначно только в будущей Японии
Самурай не мог переродиться американцем, русским, или, не дай Бог или, точнее карма, негром. А в какой Японии переродится доблестный самурай? В той, которая выиграла войну (найдите солдата, до последнего момента не верящего в победу). Вот и добрались мы до сути. Самураи не просто отдавали свои жизни, они разменивали текущие тяжести войны (а война это тяжело всегда, для всех и во все времена) на жизнь в будущей счастливой Японии. Не дай Бог сказать, что жертвовать собой легко. У идущего на смерть, как и у любого человека на этой земле, есть тысячи эмоциональных связей с родителями, друзьями, местом, где он родился, страной, где он вырос (хотя страну-то как раз японские смертники не меняли), но, если за этим следует другая, более счастливая жизнь, готовность самураев пожертвовать своей жизнью приобретает несколько другой оттенок.
Воспитание и кодекс самураев
Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.
Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.
Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)
Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.
Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.
Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации
Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.
Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.
Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.
О самурайской эстетике.
Любоваться восходящей луной, цветущей вишней или падающим снегом за чашечкой сакэ это прекрасно. Сложить стихи о том, что увидел, это изыскано. Помыться в бане фуро и чистым душой и телом углубиться в тонкости чайной церемонии эстетически красиво. Как записано в кодексе самураев – Бусидо, любой уважающий себя самурай должен иметь домик для чайной церемонии и уметь проводить ее. Чистоплотность средневековых японцев и обычай регулярно мыться поражают европейцев до сих пор. Правда, в Средние века, пока европейцы чесались и собирали вшей в коробочки, русские мылись в банях, а турки регулярно ходили в хамам, но это никого не поражает.
Японская эстетика имеет и другую сторону. Цветущая сакура красива не потому, что цветочки мелкие и цвет розовый, а потому, что ее цветение быстротечно и лепестки скоро опадут, напоминая самураю о быстротечности его жизни. Самураи вообще любили сравнивать себя с цветущей вишней и говорили, что они «уподобляются опадающим лепесткам сакуры». Вся эстетика любования природой в Японии оттеняется этой близкой и неизбежной смертью. От этой эстетики «жизни на пороге смерти» один шаг до эстетики смерти как таковой. Из современных авторов это традиция созерцания и любования смертью наиболее хорошо передана и выражена Юккио Мисимой.
Массовые и публичные казни были во многих культурах, в том числе и в нашем Отечестве, но только в Японии самоубийство стало эстетическим ритуалом. Истинный самурай совершал сеппуку обязательно в присутствии свидетелей, количество и ранг которых специально оговаривались. И самураи собирались и смотрели на то, как человек подвергает себя мучительной смерти. Красная кровь на белом кимоно смотрится очень изыскано, а чтобы умирающий человек не завалился на спину, самураи подтыкали кимоно под ноги, а женщины связывали лодыжки и бедра веревками. Тогда тело умирающего складывается вперед, напоминая эстетически красивый увядающий цветок. От любования и созерцания смерти есть и следующий шаг — получать эстетическое наслаждение от пыток и казней, что до сих пор так распространено в японском искусстве и кинематографе. Не буду утомлять читателя японскими гравюрами смерти, пыток и казней. Их и так много в Интернете. Если стошнит при просмотре, ничего страшного. Как ни ряди вас в кимоно, вы же все-таки не самурай и воспитаны в русской культуре, а значит вы — «гайдзин», и вам все равно не понять утонченные эстетические каноны древней цивилизации.
Если, в силу внешних обстоятельств, налет эстетики убирался, то оставалась просто жестокость. По сравнению с тем, что творили наследники самураев в Китае во Вторую Мировую Войну, меркнут преступления нацистов в Европе. Так, в декабре 1937 года японская газета, расписывавшая подвиги армии, с восторгом сообщила о доблестном состязании двух офицеров, поспоривших, кто первым зарубит своим мечем более сотни китайцев. Победил некий самурай Мукаи, зарезавший 106 человек против 105. На совести немецких нацистов тоже хватает преступлений, но сложно представить немецкого офицера, бьющегося об заклад, скольким пленным он лично штык ножом горло перережет.
Если присмотреться внимательнее, данная статья даже не о самураях, как таковых, а о том романтическом ореоле, который создан вокруг самураев в книгах, фильмах и Интернете. На самом деле, я отношусь к самураям вполне толерантно (нет, пожалуй, я к самураям все-таки не отношусь). Самураи мне нравятся не больше и не меньше, чем любое другое военное сословие в мировой истории – рыцари в Европе, бояре в России или кшатрии в Индии. Самураи не плохи и не хороши, они просто жили в своей системе координат, со своими понятиями и представлениями о том, что такое правильно и неправильно. Однозначно, что для самураев наши понятия о добре и зле, о чести и совести тоже выглядят странными, а иногда и нелепыми. Правда, они ими особенно не восхищаются, равно как и я, человек русской культуры и русского менталитета не обязан восхищаться ими. Мне не очень понятно, чем стрельцы, уничтожившие втрое превосходящее их татарско-турецкое войско в битве при Молодях, казаки, до последних 50 человек защищавшие Албазинской острог против полчищ цинских войск , или русские офицеры и солдаты, шедшие через пески Средней Азии на штурм Бухары и Хивы, уступают самураям. Но вы не встретите их образы в художественной литературе, о них не сняты фильмы и сериалы, и нельзя сыграть в компьютерную игрушку, еще раз отстаивая гуляй-город от сотен лезущих на него татар и янычар в 1572 году. А вот что у меня вызывает искреннее восхищение, это японские маркетологи, создавшие такой мировой бренд, как «самурай». Вот им, действительно, можно памятники ставить.
Дальнейшее чтение
« Японская культура» Пола Варли — отличный обзор истории Японии, с особым вниманием к влиянию буддизма на японскую культуру. « Кимоно Лизы Далби : культура моды» — это отличный ресурс по одежде и истории (в частности, культура Хэйан и Мэйдзи), и он очень удобен для чтения
Гейша — один из ведущих англоязычных ресурсов по Карюкаю, хотя он несколько суше, чем другие ее книги (хотя, учитывая, что это докторская диссертация, она очень информативна!)
« Кимоно Лизы Далби : культура моды» — это отличный ресурс по одежде и истории (в частности, культура Хэйан и Мэйдзи), и он очень удобен для чтения. Гейша — один из ведущих англоязычных ресурсов по Карюкаю, хотя он несколько суше, чем другие ее книги (хотя, учитывая, что это докторская диссертация, она очень информативна!).
Веб-страница члена Общества творческого анахронизма Энтони Дж. Брайанта, Сэнгоку Даймё, старая, но полезная вещь — он является экспертом по доспехам периода Сэнгоку и мужской одежде, а также перевел и собрал большой объем информации о доспехах и их конструкции для выгода для членов SCA, которые хотят примерить что-то отличное от типичной средневековой европейской одежды для фестивалей эпохи Возрождения.
Другой член SCA, Лиза Джозеф, создала веб-сайт Wodeford Hall, посвященный средневековой японской женской одежде. Эти два ученых могут полностью изучить нюансы японской одежды обоих полов от позднего классицизма до позднего средневековья.
Восток в цифре: Вышка запустила портал для востоковедов
Портал «Orientalia Rossica — российское востоковедение XXI века» — это платформа профессионального сообщества ученых. Привлечь всех востоковедов России на единую цифровую площадку, предоставить им интерактивные сервисы для публикации научных материалов, книг, обеспечить информацией студентов и абитуриентов, журналистов и дипломатов — такие задачи поставили создатели ресурса, рассказала HSE Daily Вера Вишнякова, главный редактор и разработчик портала, руководитель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Экспертизановое в ВШЭвостоковедение