Ар-деко
Ар-деко появился гораздо раньше тридцатых, но именно в эти годы достиг апогея. Это помпезный, масштабный стиль, в котором использовались растительные и геометрические орнаменты. Ар-деко вдохновлялся античностью и экзотикой.
В двадцатые стиль стал укрепляться в архитектуре — во многом благодаря Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, которая проходила в Париже. После Первой мировой войны экспозиция стала глотком свежего воздуха, возможностью высказаться (показать работы) дизайнерам из разных стран.
Открытка с видом парижской Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, 1925 годФото: Wikimedia Commons
В 1927 году также во Франции появился знаковый проект — трансатлантический лайнер «Иль де Франс», который был первой ласточкой применения ар-деко в техническом сооружении. Вторым и ещё более выдающимся примером (в некотором смысле даже символом стиля ар-деко) стал французский трансатлантический лайнер «Нормандия», спущенный на воду в 1935 году. На момент постройки это было самое большое и быстрое пассажирское судно в мире.
В «Нормандии» завораживало всё: от афиш вояжей (они оказали огромное влияние на становление ар-деко в графическом дизайне) до особой формы корпуса, которая была разработана русским инженером Владимиром Юркевичем.
Трансатлантический лайнер «Нормандия», 1935 г. Фото: Wikimedia Commons
Постер вояжа трансатлантического лайнера «Нормандия», 1935 г. Для ар-деко в графическом дизайне характерна симметричная композиция, использование градиента и приглушённых цветовФото: Compagnie Générale Transatlantique / Wikimedia Commons
Спальня первого класса лайнера «Нормандия», 1935 г.Фото: Wikimedia Commons
Особое место занимал главный зал-ресторан. Над его оформлением (как и над всем интерьером лайнера) трудилась целая бригада первоклассных дизайнеров, среди которых был суперзвезда того времени — Пьер Пату.
Главный зал трансатлантического лайнера «Нормандия», 1935 г.Фото: Public Domain
Трансатлантические лайнеры — это средство передвижения, вмещающее огромное количество людей и соединяющее страны, поэтому стиль ар-деко очень быстро распространился почти на всех континентах.
В новом свете главным преемником и протагонистом стиля стали США. В Америке акцент делался на типичных для этого континента мезоамериканских культурах (ацтеки, майя), а также на аэродинамических формах.
Одна из мощных ветвей американского ар-деко — стримлайн (правда, некоторые специалисты считают его независимым явлением). Стримлайн вдохновлялся техническими достижениями времени, в частности небывалыми скоростями, которые требовали обтекаемой формы предметов. Эта эстетика проявила себя в разных областях дизайна — от мелкой бытовой техники до классических американских дайнеров и небоскрёбов.
Тоталитарная эстетика
Заметное явление в искусстве и дизайне тридцатых — эстетика тоталитарных государств. Главным художественным медиа тогда была архитектура. Страны стремились построить новые империи, поэтому размер и размах имели значение: что ни проект, то циклопических размеров «монстр» с пафосным названием и назначением.
Эстетику тоталитарных государств тридцатых годов отличает чёткая ориентация на классику, величественность, ясность и строгость (при этом каждая из стран стремилась выработать особенные черты). Человек изображался как абстрактный идеал, а не как конкретный индивид (за исключением вождя). Обращение к античным эстетическим идеалам провозглашало культ здорового тела, физической культуры, героической маскулинности. Народ — не множество конкретных людей, а однородная масса, поэтому на строениях изображали шествия, хор, массовые танцы.
Главный советский мегапроект тридцатых — Дворец советов, архитектурный конкурс на создание которого был организован в 1931 году. Победу в нём одержал неоклассик Борис Иофан, предложивший небоскрёб высотой 415 м с гигантской скульптурой Ленина на крыше. Уступчатая структура дворца напоминала зиккурат. В основании, благодаря сложнейшему металлическому каркасу, предполагалось расположить гигантский актовый зал.
Именно использование большого количества металла стало камнем преткновения: когда началась Вторая мировая война, материал пошёл на военные нужды, а те несколько этажей, что успели возвести, были демонтированы. Металлические балки каркаса при обороне Москвы использовали как противотанковые ежи.
Проект Дворца советов, архитектор Борис Иофан, 1937 г.Изображение: Wikimedia Commons
Второй важный проект СССР того времени — московский метрополитен, решение о строительстве которого тоже было принято в 1931 году. Первая ветка была построена за рекордные четыре года. Образ станций — новая советская тоталитарная эстетика, слияние классики с национальными особенностями вошедших в СССР государств.
Станция московского метро «Киевская», архитектор Дмитрий Чечулин, 1937 г.Фото: А.Савин / Wikimedia Commons
В Италии при Муссолини началась перестройка Рима. С одной стороны, там сохраняли памятники прошлого, с другой — строили новые объекты. Среди них — Итальянский форум (или Форум Муссолини) в Риме, который возводился для подготовки молодёжи фашистской организации. Стадион этого спортивного комплекса выглядит как модернизированный античный комплекс, украшенный полноразмерными скульптурами.
Муссолини был единственным из диктаторов, кто дал название стилю своего тоталитарного искусства — «новеченто», или национальное итальянское искусство. Название отсылает к классическим стилям — кватроченто, чинквеченто; новеченто — проявление противостояния неоклассики и модернизма в Европе.
Статуи спортсменов из каррарского мрамора на Мраморном стадионе в Риме («Стадио дей Марми»)Фото: Wikimedia Commons
Обелиск Муссолини с логотипом Mussolini Dux («Муссолини — вождь») в центре Форума МуссолиниФото: Public Domain
Переходим к Германии: у Гитлера были чёткие представления о том, каким должно быть искусство Третьего рейха. Для реализации своих проектов он нашёл «придворного» архитектора — Альберта Шпеера. Он должен был выразить величие и мощь нового государства в истинно немецком духе, который заключался в освоении классического наследия, языческих традиций, интеграции достижений функционализма.
Проект Гитлера по перестройке Берлина в имперскую столицу должен был стать центром нового мироустройства. По аналогии с античными городами проект предусматривал пересечение двух улиц под прямым углом — единственное, масштаб должен был превзойти всё, что человечество знало до этого. Главным сооружением новой столицы стал бы большой зал славы или «зал народа» — гигантское сооружение, увенчанное куполом. Рядом с этим зданием располагалась бы резиденция фюрера. Проект так никогда и не был реализован.